Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и моральных потрясений, роман о современном герое, вместе у грудь свою все страдания, боли, раны времени. Уже в самом начале это произведения мы узнаем, что его главный герой - бедный студент Раскольников «прельстился» на какое-то дело, которое есть «новый шаг, новый собственное слово», что месяц назад у него зародилась «мечта», к осуществлению которой он теперь близкий. «Странная мысль накльовуеться в него голове, как из яйца цыпленок». И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером об «глупой, бессмысленной, никчемной» старушонке-процентщице: убей старую, возьми ее деньги, «обреченные в монастырь», - возьми не себе - для тех, кто гибнет, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Именно эта мысль и «накльовуеться» в сознании Раскольникова. Подтверждением этому служит его статья « О преступлении».
Раскольников приходит к мнению о том, что во имя, во имя справедливости пролития крови может быть оправданным, даже необходимым. Посещение бабы-процентщици только еще больше убеждает его В этому
Холодно и беспристрастно пересказывает Раскольников свою статью Порфирию Петровичу. Но тот понимает: «В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подиманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом придавленным». Мысль Раскольникова рождается как ответ на действительность. Она развивается под влиянием обстановки, которая окружала главного героя романа и подобный ему людей
В романе уделено достаточно много внимания описания этой обстановки. Родион Раскольников живет в «крохотной комнатушке», что имела «самый жалкий вид со своими желтенький, запорошенными и всюду отсталым обоями». Эта комната, длиной в шесть шагов, к тому же «к тому низкая, что чуть-чуть наивысшему человеку становилось у нее жутко». Раскольников живет в каморке, «которая была похожа больше на шкаф, чем на квартиру». Поэтому не удивительно, что лежа там часами, он лелеял в себе мысль об убийстве. « А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душа и ум теснят!» - Говорит он Сони. Не случайно и Мармеладов в отчаянии говорит, что кроме розпивочно ему нет куда пойти. Ведь он живет в полной убогости. Комната десяти шагов длиной, в которой розкидано детскую белизну, где стоят два стула, ободранный диван, неукрашенний кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней, - вот жилье семьи Мармелад-вих.
Пасмурный и сам Петербург. «… Духота, толкотня, всюду известь, леса, кирпич, пыль и … особая годовая смрад, настолько знакомая каждому петербуржцы» - так описывает Достоевский что властвовала в городе атмосферу
Раскольников не может смириться с такой жизнью. Падлюка тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. А не падлюка - бунтарь, который разрушает, что сметает все на своем пути. Это тоже элемент теории Раскольникова. Для необыкновенного, «непослушного» человека не существует препятствий. Поэтому он считает за нужное во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или … смерть. Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить!»
и все-таки не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери более всего терзают Раскольникова. Его протест действительно можно назвать социальным, потому что в него основе - сопереживание горю сестры и матери, несчастье обесчещенной девочки, страданий Сонечки и всей ее семьи. Это протест против бестолковости их жизнь, бедности, порока, а также против слабости и несовершенства человека. Именно 8216поэтому принять этот мир ривносильно для Раскольникова отказы от жизни. И единый выход главный герой романа видит в том, чтобы стать выше этого мира, его морали, обычаев, переступить общепризнанные моральные нормы. Идея Раскольникова заключается в том, чтобы «сломать что надо, раз и навсегда». Поэтому он и спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею? ..»
Казалось бы, довольно логическая и хорошо выстроенная теория. Но на практике она испытает краху, принося мучения, страдание и в конце концов раскаяния главному герою романа. Тем самым Достоевский говорит, что не может зло, пусть даже по отношению к напрасной старой, быть положено в основу благодеяния. Наказание за совершенное оказывается не менее страшным, чем само преступление - что может быть страшнее страданий и мучений Родиона Раскольникова, что осознал свою вину?
Проблемы, поставленные Ф. Г. Достоевским в «Преступление и наказание», острые и актуальные в любое время. Социальный протест в романе - это протест и Раскольникова, и самого писателя, который обвинил общество, в котором стало возможно появление теории сверхчеловека. И самое то, что Достоевский разоблачает эту теорию, говорит нам, что суть протеста писателя другая (не совпадает с мыслью Раскольникова). Основной идеей романа, как мне кажется, есть то, что общество, построенное на мгновенную выгоду, на распределении людей на «нужных» и «ненужных», общество, в котором люди привыкают к страшному из грехов - убийства, не может быть моральной и никогда люди не будут ощущать себя счастливыми в таком обществе
Социальный протест в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание»
Комментариев нет:
Отправить комментарий