Пословица и поговорки принадлежат к малым жанрам устного народного творчества. Хоть эти произведения короткие, на две^-двух-один-две строки, но они имеют все признаки и особенности истинного искусства. У них отображенная многовековая мудрость народа, практический опыт трудящихся масс в разных сферах людской деятельности, раскрыты разные явления общественной жизни и природы, передано горе и радость человека, ее мечты и стремление. Пословица возникли очень давно. Как указывает их название, в жизни они уживаются при слове, при разговору, набирая в каждом частном случае соответствующего значения. Пословица и поговорки как жанр народного творчества рассматриваются в 4 классе. Но с этим фольклорным видом дети практически знакомятся еще в начальной школе
Изучение пословиц и поговорок именно в 4 классе вызывает определенные трудности. Дети 10-11 лет еще не имеют достаточного жизненного опыта. Это препятствует им постичь глубину философских обобщений, которые содержат в себе пословица и поговорки. Не всегда легко понять им и прямой и переносный смыслы, афористичнисть этих народных выражений. Поэтому надо искать пути и методы, которые помогают более глубокому и осознанному восприятию «сгустков» крылатой народной мудрости
Говоря об учебном и воспитательном значениях пословиц, К. Д. Ушинський отмечал: «Российские пословицы имеют значение при начальном обучении отечественному языку, во-первых, своей формой и, во-вторых, своим содержанием. По форме — это животрепещущее проявление родного слова, которое вылетело непосредственно с него глубокого источника — вечно юной души народа
По смыслу наши пословицы важные для поииаткового
Близкой к пословице есть поговорка. Пословица отображает обобщенные факты, поговорка конкретизирует те же факты, отмечает частные явления. Так, например, «Собака на сене» поговорка, «Собака на сене: себе не гам и второму не дам» — пословица. Поговорка — отдельное образное выражение, незаконченное предложение, а пословица — всегда законченная мысль, определенное соображение, вывод. «Гнаться за двумя зайцами» — поговорка; «За двумя зайцами погонишься — никакого не здогониш» — пословица; «Нашла селезенка на камень» —• поговорка, «Нашла селезенка на камень: селезенка не отрежет, камень не подастся» — пословица
Когда привести образцы поговорок и предложить детям сравнить их с пословицами, то они самые ощутят отличие между этими фольклорными видами, наглядно убедятся, что пословица содержит завершенную мысль, а поговорка — часть соображения, что-то недосказано, не законченное
Здесь важно обратить внимание детей на поучительное содержание пословиц, которого не имеют поговорки. Поговорка не поучает, не дает советы, а уживается лишь для того, чтобы усилить язык, падать ей особой выразительности, метко сказать о некоторой событие или поведение людей, их характеры. Когда мы говорим о ком-то, что он «чужими руками жар загребает», то этим указываем, что человек любит пользоваться чужой работой, любит, чтобы за нее кто-то делал
В дальнейшей беседе учитель указывает на такую характерную особенность пословиц, как способность их менять свое содержание в зависимости от применения в разговорном или письменном языке. Он объяснит, что большинство пословиц могут уживаться в двух значениях — прямому и переносному. Например, пословица «Под лежачий камень вода не течет» в прямом значении является результатом наблюдений за камнем и водой. Переносное же значение этой пословицы шире: кто ленивый и бездействующий, тот ничего не добьется
Прямое содержание пословицы «Любишь ездить — люби и саночки возить» полностью понятный детям без пояспень, а в переносном смысле оно уживается тогда, когда хотят подчеркнуть мысль: любить надо не только результаты какой-то работы, а и самую работу
Учитель может привести еще несколько пословиц, побудо-иайшх на переносном смысле слова, например: «Не лечи друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит». Комментируя вместе с учениками пословицы, учитель показывает, что здесь не имеем на внимании ни мед, ни вообще сладость, которой угощает один человек другую, а понимаем, что «сладкие» -это приятные, но неправдивые слова, которым не следует верить. Дальше предложим ученикам самим объяснить переносный смысл последних пословиц: «Дружескому стаду волк не страшный», « В гурте и каша естся». Подумавши, ученики скажут, что здесь речь идет не о стаде и не о каше, а о силе сплоченных людей, которым не страшные никакие враги, никакие трудности
Есть пословицы, которые уживаются только в прямом значении («Сам пропадай, а товарища с беды выручай», - Злой мужчина злиший волка», «Хорошо робы, хорошо и будет»), другие — лишь в переносном («Куда конь с копытом, туда и рак с клешней», «Что комар, то и сила», Кобыла с вбвком мирилась, и домой не возвратилась») .
Если пословица уживается в переносном смысле, то оно может иметь много разных применений. Так, например, пословица «Какой стук, такой и гук» совершенно верно, будет употребленное и тогда, когда один человек сделал добро второй человеку, который потом отплатил добром своему благодетелю; и тогда, когда один человек сделает зло другой и этот другой человек отомстит за свою несправедливость
Проводя наблюдение по смыслу пословицы, учитель укажет на них чрезвычайно богатую и разную тематику. У них отражено все, что народ думал об общественной жизни, о классовых отношениях в эксплуататорском обществе, работу, семейные отношения, быт, о трудовом и морально-этическом воспитаниях. Народ высоко ценит правду, справедливость, осуждает разные человеческие пороки и недостатки, разоблачает бездельников, невежд, взяточников, воров. Он создал также многому пословиц и сугубо политического содержания, о господ, царей, чиновников, попов и других угнетателей трудящихся масс: «Когда бы не поп и господин, то не был бы и мужик голоштан», «Бедному с богатым судиться, то лучше в море утонуть», «Сильные и богатые редко виноватые».
Много пословиц и поговорок выражают любов. трудящихся к родины, почет к работе, чувству дружбы и коллективизма, подчеркивают важность знаний, образования. И здесь учитель разворачивает плакат с пословицами, сгруппированными тематически, предлагая ученикам прочитать их и дополнить известными им пословицами на эти темы
О родине: «Родной край-земной рай», «Каждому милая своя сторона».
О работе: «Упрямая работа все победит», «Чтобы иметь, надо работать», «Работа и мучает, и кормит, и учит».
О дружбе: «Дружба и братство дороже богатства», «Друзья познаются в беде», «Сам пропадай, а товарища с беды выручай».
Об обучении: «Хорошо учить того, кто хочет все знать», «Книжка молча все расскажет».
О человеческих недостатки: «Сердитое не бывает сытое», «Лукавый мужчина на словах любит, а делом губит», «Надулся, как сыч на мороз».
Второй урок отводится для более глубокого изучения содержания и формы пословиц. Подробнее остановимся на особенностях языки пословиц, на них познавательном и воспитательном значении. Дадим ученикам возможность повправ-лятися в применении пословиц к разным випадкивжиття.
На этом уроке нет новых для учеников понятий. Это дает возможность уделить больше внимания проверке знаний. Проверка домашнего задачи за материалом прошлого урока тесно связывает с содержанием нового урока. Ученики зачитывают пословица и поговорки, записанные ими от бабушек, матерей и знакомых, объясняют их содержание
Изучение художественных средств пословиц нужно проводить в единстве с них содержанием. Особое внимание во время анализа нужно обратить на мудрость, поучительность, образность народных выражений, на их язык
Пословицы содержат в себе советы или поучение и имеют большое общественное значение. Выражая народную мудрость, отбивая общественно-трудовой опыт, они ярко отображают и классовую борьбу. В пословицах народ смело высказывает свое негативное отношение к эксплуататорам и паразитических классов. С некоторыми такими пословицами ученики встречались во время изучения сказок. Приведем еще несколько произведений: «Бедный из работы аж рвется, а богатому живот дуется», «Говорил господин: «Кожух дам», и слово его теплое», «То господа, а мы люди». Усиливает идейную направленность пословиц средство противопоставления: «Бедный пот льет, а богатый его кровь пьет», «Бедняк делает, а богачу родит», «Господин скачет, а хлоп плачет». Таким противопоставлением пословицы раскрывает резкие социальные контрасты эксплуататорского общества
Чтобы показать ученикам меткость, выразительность, ритмичность пословиц, можно взять такие образцы: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», « Кто рано привстает, за тем и дело водится», «Надо наклониться, чтобы из колодца води напиться».
Спросим учеников, о чем говорится в приведенных пословицах. Дети отмечают, что народ в этих выражениях подчеркивает важность работы, необходимость трудиться. Дальше за задачей учителя они устанавливают, почему пословица звучат как стихи. Они находят созвучные слова: калачи — печи, привстает — водится, наклониться — напитись.
Подытожим, что строение пословиц отмечается симметричностью, делением на части, которые рифмуются между собой: «Где много птичек, там нет букашек». Такая милозвучнисть пословиц помогает легче занамъятову-ватты их и произносить
Язык пословиц отмечается сжатостью, лаконичностью; здесь не только нет многословия, но часто выпускаются члены предложения, необходимые в обычном разговорном языке: «Знает кума — знает пивсела», «Бочка меда — ложка дегтя». Обратим внимание на правильное грамматическое построение пословиц, которая отвечает требованиям литературного языка. Очень выразительные в пословицах и поговорках сравнения: «Уважай учителя, как родителя», «Носится, как курка с яйцом».
Учитель подводит учеников к выводу, который в этих загадках явления природы изображаются образно. Звезды сравниваются с обычными предметами и явлениями. В других загадках радуга — это красное коромысло, которое через реку повиснуло, школа — это дом, войдешь у него слепым, а выйдешь зрячим; морковь — красавица с зеленой косой, снег-белая скатерть, еж — подушка с иглами и т.п. Ученики должны ощутить поэзию загадки
Пословица и поговорки
Комментариев нет:
Отправить комментарий