воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Поэзия Г. Р. Державина

Поэзия Г. Р. Державина - одно из самых значительных явлений в российской литературе XVIII столетие. Поэтический диапазон Державина необычно широкий. В него творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически разоблачаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служение родине, прославляется героизм россиян воинов


Во всем он поэт со своим лицом, со своей программой, со своей правдой Он смело идет на разрушение обычных уже для него времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему


Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта, не только о сильном миру этого, о самых важных государственных вопросах его стихи, и не только в этом обозначилось его новаторство. Воистину самая жизнь во всей ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия


Чтобы до конца понять Державина, нужно обратиться к него философских раздумий о миру и человеке. Для этого попробуем внимательно прочитать стих, названный словом, которое, если верить «Запискам» Державина, было первым произнесенным мальчиком Гаврилой, когда ему осуществился всего лишь год, - это «Бог».


Философская ода «Бог», что создавалась в 1780-1784 годах, определяет основы мировоззрения поэта, его представление о мироздании и человеке как слоговой его части


Своевременно создание этого своеобразного поэтического манифеста Державину был уже 41 год Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему опорой для создания этого самого важного его произведения


Даже если собрать все, что сказано в мировой поэзии о Боге, эта ода будет заметной, если не лучшей Безусловно, создавая свою оду, Державин опирался на богатый опыт мировой литературы, особенно на библейские псалмы Давида. Но в него произведении отразились и традиции отечественной литературы, которая осмысливает философские проблемы, - это были духовные оды Ломоносова «Вечернее» и «Утреннее соображение о Божу величественность». В своему «Утреннем соображении...» Ломоносов пишет:


От пасмурной ночи свободились


Поля, бугры, моря и лес,


И взгляда нашему открылись,


Выполненные твоих чудес


Там всякая взывает плоть:


«Большой Зиждитель наш Господь!»


В державинской оде мы также слышим хвалу величия Божого образования:


Измерить океан глубокий,


Сочесть пески, лучи планет


Хотя и мог бы ум высокий -


Тебе числа и меры нет!


Не могут духи просвещенни,


От света твоего рожденни,


Исследовать судеб твоих:


Лишь мысль к тебе взнестись депзает,


В твоему величьи исчезает,


Как в вечности прошлый миг


В то же время именно в сравнении с духовными одами Ломоносова державинская ода выглядит особенно оригинальной как по мысли, так и по форме. Ведь мысль, чувство, воображение поэта обращенные не только к Божого мира, но и вглубь души:


Но ты во мне сеешь


Величественностью твоих доброт;


В мне себя изображаешь,


Как солнце в малой капле вод


У Ломоносова в него одах «Вечернее» и «Утреннее соображение о Божу величественность» людин - творец и исследователь, титан-первооткрыватель:


Но где же, натура, твой закон?


Из полночных стран встает звезда!


Не солнце ль ставит там свой трон?


Не леденистые ль мешут огнь моря?


Се хладний пламень нас покров!


Се в ночь на землю день вступил!


В державинской оде - людин постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца:


Частица целой я вселенной,


Поставленный, думает мне, в уважительной


Середине естества я той,


Где кончил животных ты телесных,


Где начал ты духов небесных


И цепь существ связала всех мной


Я связь мирив, всюду сущих,


Я крайняя степень вещества;


Я сердцевина живучих,


Черта начальна божества,


Я телом в порохе истлеваю,


Умом громам велю,


Я царь - я раб - я червь - я Бог!


В оде Державина человек оказывается противоречивый по своей природе: он не только «умом велит громам», но и «телом истлевает в порохе»; он не только «царь» и ((Бог», но также «червь» и «раб».


Ломоносов хочет проникнуть за грань непознанного:


Творец, покрытому мне тьмой


Простри премудрости лучи,


и. что угодно перед Тобой,


Всегда создавать научи


Державин готов принять Бога и Человека в их естественной данности, где соединенное материальное и духовное, временное и вечное, высокое и низкое, индивидуальное и общее:


Твое созданье я, Творец!


Твоей премудрости я животное,


Источник жизни, благ податель,


Душу души моей А царь!


Твоей то правде нужно было


Чтобы смертную бездну преходило


Мое бессмертное бытие;


Чтобы дух мой в смертность облачился


И чтобы чрез смерть я возвратился,


Отец! - у бессмертия твое


Державин не разгадывает тайну такого соединения - он ее выявляет опытом и воображением, осознает мыслью и чувствует сердцем. Вот почему он не просто выливает стихами религиозный захват не просто философствует, а « в сердечной простоте разговаривает о Боге».


И оказывается, что, если собрать в душе все, что мы уже знаем о Боге и о себе, этого довольно для ответа на важнейший вопросы жизни. Материальное, временное, незначительное - лишь форма проявления большого, вечного и духовного. Такой Бог - такой и человек, который отбивает Бога в себе, « как солнце в малой капле вод». А потому так высокая должна быть и самооценка человека, и его требования к самому себе. Этому учат нас большие российские поэты-философы, среди которых Ломоносов и Державин по правую занимают свое место



Поэзия Г. Р. Державина

Комментариев нет:

Отправить комментарий