воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Которое ты имеешь право быть свободным, когда твой народ в неволе? (за повестью Ивана Франко "Перекрестные тропы")

"Которое ты имеешь право быть свободным, когда твой народ в неволе?" (за повестью Ивана Франко "Перекрестные тропы")


Заветная жизненная цель каждого человека - идеал, которому пидпорядко вуеться все ее жизнь. Свой идеал Франко вложил у слова главного героя повести "Перекрестные тропы" Евгения Рафаловича: "...Сие должен быть первый шаг, первый начало моей более широкой, народной работы. Хочу доложить всех сил, чтобы довести сей народ хоть немного к осведомлению, приучить его пользоваться его правами, бороться с него обидчиками..."


Или не поэтому, когда читаешь эту повесть, все время ощущаешь за молодым юристом Рафаловичем фигура самого Франко с него стремлением к культурному, политического и социального освобождения народа? В него уста писатель часто вкладывает собственное понимание многих вещей: "Политика - то не болтовня на празниках и соборчинах! Она требует не только ловкого языка и крепкой груди, но также отважного сердца, сильного характера и упорства и того духа независимости, которого у нас целыми возрастами убивали и притлумлювали разные факторы."


Евгений Рафалович, "воспитанный, вскормленный хлебом, работой и потом своего народа", считает, что интеллигенция должна помочь народу освободиться от нужды, подняться из колен. Такую же идею мы уже встречали в "Тучах" и. С. Нечуя-Левицкого, захватываясь образами молодых украйнськихинтелигентив.


В обиде Рафаловича и. Франко изображает новые, преисполненные чистыми стремлениями, силы Украины, которая начала новый этап общественного развития. Мы видим, как молодой юрист, который имел национальное достоинство, ведет всю документацию лишь на украинском языке, этой же языком своего народа он выступает в суде, и хотя многим это не нравится, он действует спокойно, уверенно, без лишнего шума


Пусть не всего в поставленной цели Евгений достигает, но принайми ему удается возмутить мертвые воды общественной рутины. Он всколыхнул усыпленные в крестьянских массах силы, а самый большой его успех - народное вече и та огласка, которая оно имело в Галиции. Не удивительно, что самые крестьяне не сразу верят в искренность Рафаловича: их так часто обдурюва ли, что они и теперь готовы заподозрить своего защитника в лукавстве или мошенничестве. Это усложняет его путь к цели, он обижается, упрекает крестьянам за "неум" ("Волите быть нищими и попихачами, чем господами в своим селе"), но духом не приходит в упадок. "Надо провести их через школу жизненного образования, возбудить у них общественного духа", - доходит он к выводу и решает поехать в Буркотин ради той же "жизненного образования", которую не заменит "книжное образование".


Так постепенно решается центральный конфликт произведения - социальный, что состоит в борьбе двух сил: между темным, затурканным крестьянством, которое не умеет себя защитить, и чиновниками, которые постоянно надувают простой народ. Поэтому я усматриваю в обиде Рафаловича определенный символ - обязанность, которая должен нести ради счастья своего народа украинский интеллигент вопреки всем разочарованиям и трудностям своего пути


...Перекрестные тропы бывают разными: реальными, символическими. В жизни перекрещиваются судьбы, мысли, интересы. Бывает так, что человеческие тропы перекрещиваются ради больших, полезных народу дел, когда человек к останку отдает себя служению народу


По моему мнению, повесть "Перекрестные тропы" есть очень актуальной для нашего времени, когда партийные лидеры современной Украины красноречиво говорят о любви к родному народу и государства, которая под их торжественные речи и обещания незаметно стала одной из стран в мире с низким ривнемжиттезабезпечення.



Которое ты имеешь право быть свободным, когда твой народ в неволе? (за повестью Ивана Франко "Перекрестные тропы")

Комментариев нет:

Отправить комментарий