В него произведениях проявления мистического довольно разные: от змалювання образов представителей демонического мира к символическим сновидениям героев, от фантастических элементов и невероятных путешествий в прошлое и будущее - к фантасмагорическим картинам и вертепу, феерии, фарса. Мистика Булгакова насыщенная философской проблематикой. Роман, в котором имеющиеся философские проблемы, идеи: например, какое назначение человека в этом мире? Которое ее отношение к миру? Что такое бытие и что такое познание? Какие законы природы двигают мир? Но рассматриваются эти вопросы в литературе больше сквозь призму морально-этического в человеке. Философские романы изучены вами на уроках зарубежной и украинской литератур: Ф. Достоевский “Преступление и наказание”, Л. Костенко “Маруся Чу-Рай” - роман в стихах. Можно припомнить и философские драмы Л. Украинки
В романе эти миры не существуют изольовано. Они постоянно пересекаются, взаимодействуют, они просякнути общими мотивами и темами, герое странствуют ими, обрастая спутники-двойники-мы. Так, например, образа иешуа Га-Ноцри отвечает образ самого Мастера, иуди - образа барона Майгеля и журналиста-доносчика Алойзия Могарича, Пилату “московском измерении” - это вообще олицетворение тоталитарной власти (лично для Мастера - это и система МАССОЛиТ, которая уничтожала и травила его произведения.) Показательным в этом плане есть интересный, по моему мнению, шаг режиссера фильма “Мастер и Маргарита” В. Бортко, который дал играть две роли одному актеру. Так, Валентин Гафт сыграл роль первосвященника Иудеи Кайфу и в “московской” части - роль главного енкаведиста, который довольно близко напоминает нам Берию Л. П. На довершение о взаимосвязи трех художественных измерений нужно сказать, что все философские вопросы в романе Булгакова решаются на уровне именно фантастического, потустороннего мира
Обсуждая этот важный вопрос, ученики выходят на связи произведения Булгакова с авторитетными памятками мировой литературы, темы и цитаты которых имплицитно присутствующие в тексте романа: произведения Е. Гофмана, Данте Алигъери, Г. Гоголя, Й. Гете, А. Чехова, О. Пушкина, Ф. До-стоевського и др. Возможно, больше связей ученики найдут в параллелях Булгаков - Гофман (главный конфликт - противостояние художников и филистеров; уродливость общества, в котором карьера делают такие, как бездара Цахес; гротеск, ирония, фантастические преобразования пространства и времени; осмеяние и наказание тих, кто лишен творческого воображения и фантазии. Например, за что жестоко пострадал от “нечистойсили” финдиректор варьете Римский, которому свита Воланда устроила такую ночь ужасов, что он превратился на седого старика? А он принадлежал к той категории людей, которые старались выгадывать “обикновенние обьяснения представленный необикновенних”), или в параллелях Булгаков - Гете (название романа, эпиграф, тема Пилата (Фауст перекладывает немецкой Новое Завещание и именно разделы, посвященные Понтию Пилату), спор между Рафаэлем и Фаустом о назначении человека на земле и о том, кто руководит жизнью человека и что такое истина, который длится потом в романе “Мастер и Маргарита” между, например, Воландом и Берлиозом
Но параллель Булгаков - Данте самым страшным грехом человека для Данте есть измена, для Булгакова - трусливость; оба отпихивали от Библии, в Данте - пекло в потустороннем мире, у Булгакова - вся земля превращается в ад: человеку не надо умирать, она и так живое в аду тоталитарного режима и ин.
Чему писатель воспринял роман “Мастер и Маргарита” как свое художественное завещание? Во-первых, Булгаков работал над романом к последним неделям своей жизни. Уже смертельно больной, он вносил в текст правки, шлифовал стиль. Его роман - это не только завещание человечеству о приоритетах вечных ценностей в жизни, а и предупреждение о том, что будет ожидать человечество, если оно и дальше будет нарушать законы бытия
Смысл авторского замысла Булгакова «Мастер и Маргарита»
Комментариев нет:
Отправить комментарий