Зеґар с полузеґарком
Автор к читателю:
и о смерти помни, и на суд будь чуткий,
Весьма время бежит скоро, в бегу своемпрудкий.
Пройти
К Зегарка принадлежат еще и пройти,
Прето подобно и тех не надо пройти
Пройти всех общий
Минет младенчество.
Минет отрочество.
Минет юношество.
Минет мужество.
Минет старчество.
Минет престарилость.
Минет весна
Минет лето
Минет осень
Минет зима
Пройдут все лета
Пройдут все времена.
А над все минет часпокаяния.
Пройти злых
Минет слава
Минет богатство
Минет честь
Минет пьянство
Минет помпа
Минет гордость.
Минет спесь
Минет тщеславие.
Пройдут високий думы
Пройдут похлибства.
Пройдут пещоти.
Пройдут банкеты, пиятики,
Пройдут службы
Пройдут дружбы
Пройдут шутки
Пройдут смихи.
Пройдут утехи. Пройдут роскоши.
Пройдут сокровища
Пройдут совета
Пройдут измены
Минет хитрость.
Минет обман
Минет клямство.
Минет зайзрость.
Минет ненависть
Минет урода.
Минет тилесная красота
Минет мужность.
Минет сила
Минет красноречие
Минет удатность.
Минет справность.
Пройдут драпижства.
Пройдут кривоприсяжства.
Пройдут и прочая безчисленная суетная,
Альбовим все суетие чоловичеськое,
Єлико не будет после смерти,
Не пребудет богатство, не снийдет слава,
Нашедши потому что смерть, вся сия погубит
Пройти добрых
Пройдут хороби.
Пройдут преследование
Пройдут мучения.
Пройдут беды
Пройдут скорби.
Пройдут слезы
Пройдут обиди.
Пройдут раны
Пройдут наругания.
Минет голод
Минет прагненне.
Минет нагота
Минет убозство.
Минет увечье
Минет слепота
Минет немота
Минет хромота.
Пройдут труды, невчаси, невпокой.
Минет всякое злое.
Две страшний пройти
Скажет бовим Господь: «Небо и земля мимо идут».
Из книжечки
«Млеко, от овци пастиру належнюе, или труды поетичьцкий, во честь преблагословенной дивы Марии составленний...»
Р
ОБ
К
В
Аз млеком спрашивала
Христа в литех имела,
Чистаго младенця
А тваремпервенця.
Предмова к чительника
Считая я, иж многий народове, звлаща в науках обфитуючий, много имеют не тилько ораторских, но и поетицьких, чудное а мистерне, естественным их языком, от высоких разумов составленних трудолюбий, которими и самые сия тешат, и потомков своих довципи острять, я, яко истинный сын Малорусской отчизни нашей, болиючи на то сердцем, иж в Малой нашой России к сим время такових ни от кого типом выданных не осматриваю трудов, с горливости моей ку милой отчизни, призвавши бога и божию матку и [святых], умислив ем, иле зможность подлого [довци] пу мойого позволяла, никоторий значнийший штуки по-етицький русским языком выразить, не из какого языка на русский оний переводя, но собственной работой моей ново на подобенство инородних составляючи, а никоторий и целое руський образа винайдуючи, которий и другим языком ни сия могуть выразить
Найдовавем тоже в штучках иностранных многий оздобний и мистерний штучки, но не на славу божию, тилько на марний сьогосвитний шутки виданий, с которих я, тилько способ ввзяши, ложив-ем труд не ку которому, не дай бог, тщеславию, но щегульне ку славе бога славы и знаменитой владичици нашей богородице и пресно дивы Марии а на оздобу отчизни нашей и утеху малорусским сыном ее, звлаща к чтению расположенным и любомудрии.
Упевняю тоже ласкового [читат] эля, иж если сий стихи мои скоро [ об] йдет, не считая, что сия в кождом за штучка замикает, имело, или никакого не однесет пожитков. Леч если над кождим стихотвореньицем так сия много зазабавляет, аж пока зрозумиет, что сия в нем за штучка замикает, вельце сия у них закохает. Иди же здесь скупых простых (которих и простаки составлять могуть) не маш виршов, тилько штучки поетицький, которий любо суть короткий, маленький, но великую компонуючим их задают трудность и длинного, пока сия сложат, нуждаются во времени. Суть из них никоторий, яко то рак литеральный и стих чворогранистий, которий и за месяц ледво сия сложат. Кто [попытку]ет, несомненно ми то признает. А прето, ласка [вей ч]ительнику, если из них хочешь однести утеху, долго поймуй их, и если бы сия которая штучка сдала быть до поймовання претрудной, слушная вещь, едного и второго призвавши, спольне сия домишляти. Гди же все все можем, а един всего знать не может,
Кроме всемогущаго бога, которий как дал мни охочо поработать, так и любви твоей да представит охочо читать и поймовати. В недостойных молитвах моих горячо в тое всемогущую его помощблагаю.
Любви твоей всех благ желатель и бого[молець]
Иоанн В[еличков]ський, недостойный с пресвитеров
Ехо
Єст стих, в котором, якоб никое ехо, то ест одзов, к кождого стихал конця две силяби, из конечних же букв уформований, одзиваються.
- Что плачеши, Адам? Земнаго ли края?
- Рая.
- Почему в онь не внийдени? Бойш ли сия браны?
- Раны
- Не можеши ли внийти внутр его побидно?
- Бедно.
- Ели возбранен тебе вход ест херувимы?
- ими.
- Одкуду диет те сия сицевая досада?
- Зсада.
- Кто те в сади снидь смертную подаде от древа?
- Ева
- Кто же Еву в том прельсти? Змей ли вертоградський?
- Адський.
- То сиеши слезами не без вины поле?
- Оле!
- Одсели вся будеши со трудом стяжать?
- Жать
- Одсели тебя, чая, смерть возьмет ко гроба?
- Обу.
- То смерти уже есте во возрасты преданы?
- Ани
- Одкуду же жизнь паки начнете взимати?
- Иметь
- Иметь, чая, одродить вас, [или смерть] Христовая?
- [0]ва.
- Плодом ли пречистая матери ожисте?
- Едите
- О бы и нас спасл тот плод дивия утробы!
- Оби.
Рак литеральный
Єст стих, которого буквы, и вспак читаючися, тот же текст выражают. Меня совета на радость богом меру данна
Анна во дар потому что имя ми обрадованна,
Анна дар и мни син мира данна,
Анна пита мя я иметь панна
Знай всяк, аз в небе есм чистая нива,
А ведай там я маты а дива
Знай в [нас в] небе, чистая нива,
[О ведай] тамо маты а дива
Теби силной все небо отверзеся само,
0 Об иметь великая аки лев и тамо.
1 Аки лев и тамо в иметь большая
2 Аки Лот в иметь и тамо толика
Лот — со святых чина, ты — со святийшихлика.
Мария в небе и после смерти живая,
А ведай тамо то маты а дива...
Аще бы и под морем могл люд пребивати
3 и тамо видом Исус им, в дива мата
От гроба Климентия мощно то познать...
Рак словний
Єст стих, которого не буквы, но слова вспакчитаються.
Высоко дива ест вознесенна,
Глубоко яко бяше смиренная
Рак прекословний
Єст стих, которого слова, вспак читаючися, противный текствиражають.
Бця
Со мной жизнь не страх смерти,
Мной жить не умереть
Ева
Авель
Abel
Богу пожру жертву тучную не худую,
Многу не малую, благую не злую.
Sacrum pingue dabo non macrum sacrificabo
Кайн
Cain
Чворогранистий
Єст стих, в котором так вздлуж, яко и вширь
Єден же текствиражаеться.
Мария Ты
Единая
Иметь
Богу
Сыну
Ты
Паче
Всех
Вишшему
Возлюбленна
Вину
Единая
Всех
Надеждо
Творцу
Ты
Предстани
Иметь
Высшему
Творцу
Залоги
Пресно
За ни
Богу
Возлюбленна ты
Пресно
Дева
Зило
Сыну
Вину
Предстани за ни
Зило
Смела
Порядочный непорядок
Єст стих сложное помешанного порядка, которий как сия мает винайдовати, нижей указано ест.
Отец,
избра,
Сын,
Возлюби,
Утишитель,
Сниска,
Дшер,
Красную,
Матер,
Благую,
Невиста,
Чистую
Здесь такой порядок мает быть:
Отец дщер избра красную,
Сын матер возлюби благую,
Утишитель невиста сниска чистую
Акростихис
Єст стих, который краегранесием, то ест начальными буквами,
Имя сеет Мария изображает, а к тому и букве, яко то М, А, Р
и прочий, что значат, прозвиськомвиражает.
Мислите, мисль имийте, но не мощно знать,
Аз, дива, како могох господа зачать
Рци токмо со верой, всяк християнине,
иже вся свидий, божье, ты виси единое,
Аз, чистая единая, дива ношу сына
Таковий стих не может сложиться римским языком, потому что в них буквы не выражают слов.
Акростихис вторий,
Так же краегранесием тое же пречесное имя Мария виражаючий,
Тилько перший языки в буквах числом замыкающий, яко то: М
Значит «четиридесять», А — «еден», Р — «сто», и проч.
М. деньми землю одождивий
А. тойжде, Мария, бог сын твой правдивый
Р. имат овец, причты к им и мя, единую,
и. дел со мудрыми предстал свому сыну
Я. любо и не в числе, потому что без числа грешный,
Обаче числа святых да не буду внишний.
Акростихис третий,
В котором не предними буквами выражается тое имя МАРИЯ,
Как в высших, но встяж в обеих сроках. Разделяется то же имя
На силяби, а по кождой силяби начинается язык подобною
Силябою прешедшей силяби, якоб кождая силяба, что значит,
Толкуеться
МА — иметь блага, Ри — риза драга, Я — яже нас криет,
МА — малодушных, Ри — ризонужних, Я — как руно, гриет.
Многопреминительний
Єст стих, которий несколько десять разий сменяться может,
Яко нижей обачипи. У римлянинов называется тот виршпротеус.
Яко ниву густо плоды украшають,
Тако диву красиво роды ублажают
Ниву густо плоды украшають яко,
Деву красиво роды ублажают тако.
Густо плоды украшають яко ниву,
Красиво роды ублажают тако диву
Плоды украшають яко ниву густо,
Роды ублажают тако диву красиво.
Украшають яко ниву густо плоды,
Ублажают тако диву красиво роды
Яко плоды густо ниву украшають,
Тако роды красиво диву ублажают
Ниву украшають густо плоды яко,
Деву ублажают красиво роды тако.
Густо яко плоды украшають ниву,
Красиво тако роды ублажают диву
Плоды яко ниву украшають густо,
Роды тако диву ублажают красиво.
Последняя штучка
Исуса Христа величаем, яко весь ест сладкий, знаем
и з несозданна отцая возсиявий чистое,
Величаю с маткой тя, всесладкий Христос
Автор к чительника
Настрой навспак цинобру. Єсли угадаешь,
Горший кто с сих, волк, или лев,
То меня познаешь
Конець штучкам поетицьким,
Составленним во честь божия матери
Без конця.
Поэзия и. Величковського — причудливое плетение олив, своеобразное приглашение читателя к общей словесной игре
Зеґар с полузеґарком и. Величковський
Комментариев нет:
Отправить комментарий