вторник, 5 мая 2015 г.

Бессмертие искренних чувств главных героев повести Г. Коцюбинского "Тени забытых предков" (2 вариант)

В повести "Тени забытых предков" Г. Коцюбинский ставит ряд острых вопросов философского слога: истинная красота, смысл человеческого бытия, потенциальные возможности народа-творца, морального жизни как естественного залога человека. Итак, это книжка не только ради развлечения. За внешними украшениями (историей искреннего любви, живописными карпатскими пейзажами) прочитывается глубинное философское содержание


Трагедийная нота раз по раз выныривает в тексте. От самого рождения главный герой Иван вступает в конфликт с окружающим миром. Он был девятнадцатым ребенком в семье Палийчукив. Возможно, причина конфликта заключалась в том, что он принадлежал иному миру, был "обменником", "бесенком". Все пугало маленький ребенка. Он постоянно плакал и кричал по ночам, неважно рос и смотрел на мать старече умными глазами. Это непонятное поведение, мудрость и ум воплощали достояние иного мира. В начале произведения несколько раз повторяется "плакал", "кричал", "кричал без причины", "разинуло рта и визжит ". Окружающие не могли понять причин плача, потому что миры, которые представляли Иван и соседи, лежали в разных плоскостях вселенной. Но можно определять этот мир как потусторонний только на основании того, что люди не понимают Ивана?


Если перейти от мифологического уровня, мы можем увидеть в фигуре Ивана другое, а именно, — поэтическую натуру, поэтическую душу, которая могла оторваться от будничности и погрузиться в мир мечты. Из детства он уже знал много историй и легенд, которые бытовали в народе. Он умел находить врачебные растения, "понимал, о чем канькае сарыч, с чего восставшая кукушка". Он знал, что на миру властвует нечистая сила, а злой дух, аридник, правит всем. Воображение Ивана населяло леса лешими, которые пасли там свою маржинку. Там же блуждал Чугайстир, которого никто не видел, но все знали, что он каждого встречного приглашает к танцу. Здесь же танцевали нявки, а в скале прятался щезник. Очень много мог рассказать Иван и о русалках, "что хорошего дня выходят на берег, чтобы петь песен, выгадывать басни и молитвы ". Иван даже отваживался о всем этом рассказывать матери. Почему отваживался? Кажется, что он был ребенком своего племени, усваивал все традиции и легенды. Но нет, Иван был зовсиминший.


Ему легче было поверить у существования лесных существ, чем во вражду, которая властвовала между людьми. Откуда эта мечта — встретить щезника для того, чтобы научиться играть те мелодии, которые "жили в нем неясные и неуловимые"? Реальность и фантазии переплетаются: то, что выдавалось нереальным, вдруг становится действительностью. Иван увидел щезника: "На камне, верха, сидел "тот", щезник, искривил острую бородку, нагнул рожки и, закрывши глаза, дул в флояру". Тяжело определить, что это было, заблуждение или в самом деле щезник. Возможно, это зрелище было плодом больной воображения, которое не удовлетворялось жестокой реальностью. Ведь дома, иначе говоря, в мире людей Иван часто был свидетелем беспокойства и горя. В мире людей звучала другая мелодия. Голос трембиты извещал горам и долам о смерти. Однажды эта смерть была случайной — брата Алексея задавило дерево в лесу. Другая смерть была результатом ненасытной людской жестокости: "браччик Василий, файний веселый парень, погиб в потасовке с вражеским родом, посеченный топирцями".


Так, однозначно, Иван не мог принадлежать к тому миру, к которому принадлежали его родители. Он не понимал причин этой братоубийственной вражды двух родов, Гутенюкив и Палийчукив. А потасовки между родами случались очень часто. Во время одной из кровавых стычек Иван увидел маленькую девочку. Воспитание сделало свое черное дело. Она же, эта маленькая и беззащитная, принадлежит к вражескому лагерю — и мальчик ударил девочку. Но дети остаются детьми, несмотря на то, что их родители временами забывают о своем человеческом подобии. Между детьми начинается несмелый медленный разговор. Они знакомятся и стараются выяснить причины, которые подтолкнули их на жестокие поступки. И эти причины не совсем их удовлетворяют: "А нащо же ты бы ъеш си? " — " А ты нащо круг телеги стояла? " В этот момент девочкой руководят какие-то древние силы, которые к тому времени будто замерли, а теперь ожили — женское миролюбие, пренебрежение к жестокости, стремлению покоя и мира. Ведь в войне гибнут дети, а для женщины смерть ребенка страшная. Девочка протягивает мальчику конфету — мир установлен: "Теперь они уже сидели рядочком, забыв о визге потасовки и сердитый шум реки, а она повествовала ему, что носит название Маричка, которая пасет уже дробъета, что некоторая Марцинова — слепца на один глаз — покрала в них мучение...". И главным в этот миг была даже не тема разговора, а то, что " взгляд ее черных матовых глаз мягко погружался в иванове сердце". Любовь зарождается среди потасовки и крови. Звуки трембиты извещали о смерти, но рядом с ее грустным голосом прорывался голос любви, надежды, жизни


Сколько счастливых часов, дней, лет было проведено на лоне природы. Она, матушка природа, стала их заботливой воспитательницей. Приятно было убраться на белый камни, трусливо было заглядывать в пропасть, будто предчувствовали, что уже вдвоем сделали в пропасть шаг только тем, что познакомились, полюбили друг друга. Нельзя описать все те приключения, которые случались с ними в лесу, но то, что состоялось однажды и открыло им природу чувств, запомнилось навеки. Но этому открытию снова предшествовал жалостный голос трембиты. Маричка любила слушать, как Иван играл на флояру. Нравилось смотреть, когда он "задуманный все, втыкал глаза куда-то вне горы, будто видов, чего не видели вторые, прикладывал мережану дудку к полным устам, и чудная песня, которой никто не играл, тихо спадала на зеленую отаву царинок...". Действительно, он видел и слышал то, чего никто не видел и не слышал. Его понять могла лишь Маричка, могла поэтому, что ее сердце было им переполнено. На голос иванковой флояри Маричка отзывалась спевками, которых знала множество. Она тоже не знала, как они рождаются: "они, кажется, качались с ней еще в колыбели, плескались в купели, родились в ее груди, как" сходят цветки самосейные по покосный лугах, как пихты растут по горам".


Иногда разговаривали о том, будут ли они в будущем вместе. Иван уверенно отвечал, что ссоры родителей его не касаются. Он любит Маричку, поэтому всегда будет з ею


Но трембита уже определила их жизнь. Отец был убитый, теперь Ивану надо было идти в батрачество. Развод их был важким. ей было досадно, что они больше не будут встречаться. Поэтому она дарила ему спевки. Иван верил, что вернется и еще не раз будет слушать печальный голос своей возлюбленной


Все лето он находился на горной долине. За это время он многое познал. Но однажды произошло то, что он никак не мог понять. Ему сдалось, что кто-то зовет его. Иван побежал туда, откуда слышал голос, но добежал лишь к пропасти. Когда он заглянул в черную безодню, то подумал, что это зовет его лесная


Вернувшись домой, Иван все понял. С Маричкою произошло бедствие — она втонула. Люди, которые были очевидцами трагедии, не смогли помочь. Они слышали только вопли и мольбу, но были беспомощны перед злой стихией


То, что произошло после смерти Марички с Иваном, было не менее ужасным. Сначала он хотел сам утопиться, но щемящий тусок погнал его у горы, дальше от реки. Он не мог слышать ее шума, поскольку она, река, приняла последнее дыхание его возлюбленной. Шесть лет не было об Иване даже слухи. На седьмой год он появился, но его никто не познал: "худой, почерневший, много старший от своих лет, но спокойный". Вскоре вступил в брак и начал ґаздувати. Если внешность Ивана изменилась не совсем, то его внутренний мир испытал больших преобразований. Он перестал быть тем мальчиком, который играл на флояри и верил в чудо. Он стал обычным человеком и теперь враждебность мира перестала быть для него чем-то страшным. Иван воспринимал все безразлично, не имел к жене Палагни сожаления. Даже несправедливости не слышал своим сердцем, а с Юром бился не поэтому, что хотел, а для годится


Иван чахнул с каждым днем, и вскоре узнал причину этой болезни. Палагна с Юрою сделали глиняную куклу, которая олицетворяла Ивана, и тыкали у нее пальцами. Они желали ему смерти. Был ли оскорбленный Иван? Тяжело определить это. В скором времени после этого случая ему пригрезилась Маричка. После ее смерти он жил в мире без любви. Его духовная жизнь закончилась вместе с жизнью Марички. Он хотел вернуться в те счастливые дни, но не знал, как это сделать. Он хотел любить, хотел, чтобы любили его. Потерявши любовь, Иван стал обычным человеком. Из своего мира он переселился в мир людей и одновременно получил способность умереть. Его смерть в конце повести — это вместе с тем окончательное утверждение любви


Вскоре в селе снова рыдала трембита



Бессмертие искренних чувств главных героев повести Г. Коцюбинского "Тени забытых предков" (2 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий