Поэма «Сон» — первая политически-сатирическая поэма в творчестве поэта. В этом произведении автор найповнише выразил политические требования закрепощенного крестьянства. «Сон» — сокрушительная сатира на деспотический режим Николая и. Подзаголовок поэмы («Комедия») указывает на него комически-сатирический характер
«Сон» написанный от первого лица в форме рассказа. Это дало автору возможность выразить собственное отношение к изображаемым событиям. Художественный прием сна, избранный Шевченко, помогает и раскрытию идейнотематического содержания поэмы, и жанровым особенностям, потому что жизнь, обрисованное в произведении, действительно напоминает сон, поскольку противоречите усимреалиям.
Образ рассказчика в поэме приближенный к автору и является выразителем его мыслей, его отношение к событиям, воспроизведенных в поэме. Рассказчик будто пролетает в сне над безграничными пространствами Украины и России, где наблюдает страшные картины жизни народа, издевательство помещиков, чиновников, царя. Эти картины будто бы произведение сонного воображения (такое снится лишь юродивым и пьяницам). Как самостоятельный персонаж рассказчик принимает непосредственное участие во всех событиях, о которых рассказывает
Композиционно, поэма не разделена на разделы, но мы можем выделить в ней вступление и три части
Во вступлении можно наблюдать раздумья рассказчика об общественных условиях, которые приводят к раздору и моральному звиродниння. Вообще вступление имеет сатирический характер. В первой частишь рассказчик прощается с «бесталанной вдовьей» Украиной, которая сначала обрисована как земной рай, обвитый красотой, а потом как пекло, в котором властвуют жестокость и деспотизм:
Латанную свитину из калеки снимают,
Со шкурой снимают, потому что ничем обуть
Княжат невзрослых; а вон распинают -
Вдовью за подушное, а сына куют,
Единого седая, единственный ребенка,
Единую надежду! в войско оддають!
Потому что его, вишь, немного! а онде под плетнем
Опухший ребенок — голоднее умирает,
А иметь пшеницу на барщине жнет
Главным средством изобличения существующей действительности в этой части произведения автор избирает контраст
В условно выделенной второй части поэмы герой переносится к Сибири, чтобы спрятаться от господствующего на земле зла, но перед ним приоткрывается новая картина неволи — жизнь каторжников. Среди них есть и воры, и борцы за свободу, политические ссыльные. Здесь автор изображает «царя воли». Это сборный образ, лишенный конкретных черт. «Царь воли» является олицетворением служения народу, веры и героизма. Рассказчик, сливаясь воедино с автором поэмы, делает ударение на том, что традиции декабристов живут у обществе
В третьей части картина каторги сменяется картиной царской столицы. Автор меняет здесь и стиль рассказа, и характер героя-рассказчика, который превращается в простоватого крестьянина, который впервые попал к столице. Изменение образа рассказчика — это средство сатирического изображения для использования пренебрежительного языка, иронического рассказа. Характерной деталью Петербурга есть образ земляка с цинковыми пуговицами, который олицетворяет продажность чиновников. И снова средство контраста в показе жизни господствующего класса (царя и панства) и простого народа усиливает сатирическое изображение господствующей верхушки
Сокрушительная сатира Шевченко достигает наивысшего напряжения и выразительности в изобличении коронованных лиц, придворных и всех правящих кругов. Перед царским дворцом и в самом дворце происходит истинная комедия. При змалюванни образов самодержавной верхушки автор прибегает к сатирическому гротеску, а образа царей представляют собой гиперболический шарж: поэт сравнивает их с сычами, царицу — с засушенным опенком, царя — с медведем
Преобразование царя на жалкий котенка вызывает ироническую улыбку как рассказчика, так и самого Шевченко, которые приобретают тождественность. И в обращении к читателям уже автор произведения просит извинения за то, что устами рассказчика розповивсон.
Анализ «Сон» («Во всякого своя судьба»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий