Вiдомий росiйський писатель i драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к рiзних волнительных тем тогдашнего жизни. И классика есть классика, она волнует чувство человека i заставляет розмiрковувати над важными вопросами жизни i сьогоднi, i почти столiття назад.
Так, много жизненных проблем возбуждается пьеса «Чайка», которая из первого раза не была зрозумiлою глядачевi, поэтому провалилась премьера спектакли «Чайка» на сценi Олександрiйського театра. Чехов настiльки был разочарован, что вирiшив бiльше не обращаться к драматургiй. Но через два года та самая «Чайка» имела большой успiх в театрi, потому что пьеса требовала i новых принципiв актерской игры i новых форм органiзацiй сценiчной дiй.
Пьеса «Чайка» была весьма новаторская. Это зрозумiли основатели нового художественного театра К. Станiславський i В. Немирович-Данченко. Они розкрили тайну пьесы: за бытовыми подробностями, за несподiваними реплiками они увидели i сценiчно вiдтворили не виданный до этого в драматургiчному творi лiризм.
Также новаторство «Чайки» заключалось в том, что она строилась не на остро сюжетнiй драматичнiй дiй, а на глубокому психологiчному аналiзi характерiв. Чехов вiдкрив трагедiю буденностi, показал ее в сценiчних образах, психологiчно точных. Вiн изображает не подiй, а людей, чья поведiнка, жизненная позицiя становится фактором определенных подiй. О сценiчну дiю Чехов говорит так: «пусть на сценi будет все так же сложно i вместе с тем так просто, как i в життi. Люди обiдають, тiльки обiдають, а в настоящее время составляется их счастье и разбивается их жизнь».
Чехов выносит сценiчно «вигiднi» епiзоди за сцену. Например, в пъесi есть по меньшей мере два епiзоди, якi в традицiйнiй драматургiй были бы обязательно обiгранi. Первый - попытка Треплева покiнчити жизнь самоубийством пiсля провала его спектакли i « измены» Нiни. Второй - самоубийство Треплева «наприкiнцi пьесы».
Такая вiдмова вiд эффектных сцен была пiдкорена авторскому замыслу: показать характеры людей, йхнi отношения, проблемы, которые возникают через непорозумiння мiж людьми
Всiх героев Чехов объединяет в одну систему, где каждый имеет своя задача в творческом задумi автора. Поэтому вiн избегает зовнiшнiх ефектiв, а принуждает внимательно слiдкувати за всiма героями
Язык каждого персонажа имеет «пiдтекст», который предоставляет всiй пъесi богатство змiсту, художественную правдивiсть i переконливiсть. Важную роль в чеховских пьесах вiдiграють паузы. Они нiби дополняют пiдтекст i возникают тодi, когда герои не могут i не хотят говорить о сокровенном. В третiй дiй, например, Нiна i Тригорiн прощаются перед вiдъйздом. Нiна дарит ему медальон на память. Тригорiн обiцяе помнить дiвчину такой, которой увидел ее впервые. «Мы разговаривали… еще тодi на лавi лежала бiла чайка». Нiна задумчиво повторяет: «Так, чайка». Пауза. «Бiльше нам говорить нельзя, сюда iдуть». Пауза помогает сосредоточиться на образi чайки. Зритель пiдчас паузы припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорiн записал в записник «сюжет для небольшого оповiдання» о дiвчинку, что походом потерял «один чоловiк». Но весь багатомiрний змiст разговора героев выясняется значительно пiзнiше. Пауза создает определенную емоцiйну напругу, зритель нiби очiкуе, что герои объяснят, раскроют что-то очень важное, а этого не вiдбуваеться. I зритель должен сам додумать, что скрывается за циммовчанням.
Ремарки в пьесах Чехова вiдiграють важную роль в розумiннi всего, что вiдбуваеться в пъесi, создают особую атмосферу. Вот сцена Треплева i Нiни. «Ремарка: входит без шляпы, с ружьем i вбитой чайкой. Вiн кладет чайку бiля нiг Нiни». Почему Чехову важно, что Треплев без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. «Я имел пiдлiсть убить сьогоднi эту чайку», «Скоро так же я убью самого себя». Читатель розумiе, что что-то очень важное для Треплева гибнет, возможно, гибнет его мрiя, а возможно, гибнет чистая i довiрлива Нiна. Здесь нельзя стоять В капелюсi.
Называя этот твiр комедiею, Чехов нiби пiдкреслюе, что главная героиня его пьесы - буденнiсть, которая расточает кращi людськi чувство i отношения, которая разрушает особистiсть i делает характеры дрiбъязковими, почти комiчними. Таким возникает перед нами вiдомий писатель Тригорiн, который не воспринимает жизни всiм сердцем, а становится лишь стороннiм спостерiгачем, i все, что вiдбуваеться вокруг iз тем, для него лишь «сюжет для небольшого оповiдання». Такая же Аркадiна, талантливая актриса, которая на сценi может передать будь-якi високi чувство, а в будничном життi ей жаль денег навiть для сына i брата, она равнодушная ко всему, крiм собственного успiху. Неслучайно Треплев в своей останнiй реплiцi, когда уже вирiшив покiнчити жизнь самоубийством, говорит о том, что маму может огорчить зустрiч с Нiною. Вiн нiби не вiрить, что его смерть воспримут трагiчно. Такими жертвами буденностi есть и iншi персонажi пьесы
Хоть премьера «Чайки» имела провал i потiм ее ставили рiдше, нiж iншi пьесы Чехова, однако не случайно на кулiсi Московского художественного театра, который вiдкрив Чехова-Драматурга, изображено чайка. Эта пьеса, я думаю, была именно тем «первой птицей», что принiс обновление в росiйську драматургiю.
Произведение на тему: Новаторство Антона Чехова-Драматурга
Комментариев нет:
Отправить комментарий