воскресенье, 3 мая 2015 г.

Барвопис в «портрете» города в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»

Здесь будет огород заложен


Назло надменному соседу.


О. Пушкина. «Медный всадник»


Петербург... Город, сведенный на болотах, построенное на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения большого Петра, который дерзнул бросить вызов самой природе. Так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою ужасную идею


Действие романа «Преступление и наказания» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода


Символом благосостояния, положение в обществе, блистательности и величия. Петербург Достоевского — это отвратительная трущоба, грязные трактиры и дома терпимости, узкие улочки и пасмурные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и ничем дышать от вони и грязи; на каждом роге случаются пьяные, голодранци, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: из моста на глазах в Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами нарядной господской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой стекает кровью Екатерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-то напоили, обманули, и так и пустили на улицу». Петербург Достоевского больной и больные, кто морально, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной особенностью, по которой мы узнаем обстановку и людей, которых достала болезнь, есть роздратовуючий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старой ростовщицы, желтое от постоянного пьянства лица Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» комнатушка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель с желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отбивают безвыходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, становятся предвестниками недобрихподий.


Глаза не только Раскольникова уже привыкли «к городской пылище, к извести и к огромным, что теснят и давят, домов». Отвратительные улицы, мосты и дворы, но и жилье героев романа — нищее, приниженное и оскорбленное. Гнетущее впечатление делают многочисленные и подробные описания кривых схидцив, низких лестничных клеток и серых комнат-клеток. В такой темной каморке, более похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешься главой об потолок», нищенствует главный герой. Не удивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей».


В самом воздухе Петербурга словно раскрытая какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, которое властвует здесь, приобретает зловещие черты в возбужденном мозге Раскольникова, его преследуют образа насилия и убийства. Он — типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает отравляющие испарения смерти и тление, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он, не задумываясь, отдает последнюю копейку Сони и Екатерине Ивановне, которые попали в беду, старается помочь матери и сестре, не остается равнодушным к незнакомой проститутке на улице. Однако раскол в него душе слишком глубокий, и он переступает границу, которая отделяет его от других людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя « общего счастья». Раскольников, представивши себя сверхчеловеком, становится убийцей, как когда-то стало убийцей и палачом само этот город. Его замечательные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в него изысканной архитектуре


Традиции изображения Петербурга были продленные такими замечательными поэтами, как Ахматова и Мандельштам. Но у каждого с нихсвое город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен хорошим и величественным, как у Пушкина. Петербург Мандельштама — жутко - черный, более близкий к тому, которым его изобразил Достоевский:


Ты вернулся сюда, так глотай же скорей


Рыбий жир ленинградских речных фонарей.


Узнавай же скорее декабрьский денек,


Где к зловещему дегтю подмешанжелток.



Барвопис в «портрете» города в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»

Комментариев нет:

Отправить комментарий