О. С. Пушкина показал в романе духовные поиски лучших представителей российского дворянства, отбил жизни этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г.Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией российского жизни и в высшей степени народным произведением. Народности романа не только в выражении народного духа, традиций, мироощущение, национального самосознания, воплощенных преимущественно в обиде Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непосредственно в образах представителей народа, в зарисовках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни российского общества, и народная стихия отражена в романе довольно полно. В первом разделе автор изображает утро трудового Петербурга, противопоставляя его разрешительному, противоестественному образу жизни столичного дворянства
Что же мой Онегин? Полусонный В постелю из бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит… Работающее население Петербурга встает едва свет, зарабатывая себе на жизнь, обеспечивая нормальную жизнедеятельность города и паразитическое существование столичной аристократии. Благосостояние глаголов подчеркивает бодрый трудовой ритм, здоровое рабочее настроение большого города, который просыпается, эпитет «неугомонный» усиливает впечатление настроенности на работу, целеустремленности
Довольно полно описанный образ няньки Татьяны. Это воплощения доброты, преданности, заботливости. Трогательно милая суетливость бабушки, ее искренняя благосклонность к своей воспитаннице, неугомонное желание угодить любимице. Поэтичностью, мечтательностью, увлеченностью, таинственными народными пересказами, поверьями, песнями, страшными загадочными рассказами, которые очаровывают песнями крепостных дивчин Татьяна обязанная няньке. Мироощущение, верность моральным заветам старины, любовь к природе и гармоничную связь с ней вызванные, безусловно, трогательно искренними, задушевными рассказами няньки
Когда в Тани грусть и смятения в душе, она по привычке обращается к своей воспитательнице, чтобы найти покой, умиротворение, залог гармонии с окружающим миром. « Что, Таня, которая с тобой? - «Мне скучно, Поговорим о старине». - « О чем же, Таня? Я, бывало, Сохраняла в памяти не имело Древних билей, небылиц О злых духов и о девицах…» Влюбленная Татьяна просит рассказать, как влюблялись в прежние времена, как находили свой нареченного, как искали свой путь к счастью. Нянин рассказ не вселил оптимизма девушке в реальности воплощения ее мечтаний, так, впрочем, Татьяна и не могла рассчитывать на другой ответ. Народная мораль, которая предлагает смирение, покорность, абсолютное подчинение воли родителей, верность нареченному, хотя и не любимому, но данному раз и навсегда. Нянька без тени сомнения убеждает любимицу в том, что чувство дивчин ровно ничего не значили в доле:
«И, полно, Таня! В эти лета мы не слышали о любви». Таня, полностью поглощенная своей страстью, не хочет смириться с невозможностью воплощения своей мечты. Но умная неторопливая речь няньки расхолаживает ее запал, отрезвляет, возвращает на землю: «Так как же ты венчалась, нянька?» - «Так, видно, Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет,, А было мне тринадцать лет… Я горько плакала со строгая, Мне с плачем селезенку расплели Так с пеньем в церковь повелели».
Уроки народной нравственности не прошли даром для Татьяны, которая усвоила главный принцип девичьей добродетели: верность мужчине, независимо от испытываемых чувств, безупречное выполнение обязанности к гробовой доске. Поэтичностью, задушевностью, мечтательностью перенятая песня дворовых дивчин, что собирают клубнику в господском саду. Несмотря на обязательность пения («…и хором по приказу пели… Чтобы господской ягоды тайком уста лукавые не ели..,»), девушки поют искренне, звонкими голосами, выражая ревностное стремление к счастью, красоте, воплощению мечтаний:
Как заманим молодца,
Как завидим удалили,
Разбежимтесь, милые,
Забросаем вишеньем
Вишеньем, малиной, Красной смородиной
Лукавое, веселое, озорное содержание песни резко контрастирует со смущением и смятением Татьяны, которая небрежно слушает, потому что пение несозвучно ее душевному настроению. Не очень детально, но выразительно нарисованный портрет ключницы дома Анисии. В ее монологе воплощенное хорошо, уважительное отношение крепостной крестьянки к своему старому хозяину: а,..И старый господин здесь живал; С мной, бывало, в воскресенье, Здесь под окном, надевши очки, Играть изволил в дурачки. Дай Бог души его спасенное, А косточкам его покой В могиле, в маты-земли сырой!» Прекрасная, в стиле народных песен, речь Анисии, трогательная ее признательность своему господину за внимательность, человечность. К Евгению же она довольно равнодушная и не выявляет никаких чувств благосклонности, почтенности
Стихию народностей воплощает в первую очередь Татьяна. Сюжет, тематика произведения не позволили поэту создать больше яркие, детально написанные образа представителей народа, но и указанные довольно запоминаются своеобразностью языки, характера, характерным народным мировосприятием, традиционной моралью
Народ в романе в стихах романа «Евгений Онегин»
Комментариев нет:
Отправить комментарий