Новелла "Мария", написанная В. Стефаником в 1916 году - один из наилучших произведений не только среди новеллистики писателя, а и из всей малой прозы отечественной литературы начала ХХ столетие. Она посвященная памяти Ивана Франко и представляет собой художественную историю познания главной героиней людей, мира и себя в нем. Чрезвычайный талант и безграничная любовь к Украине дали писателю возможность в этой короткой новелле воссоздать весь размах братоубийственной войны, осквернение целой наций, растерзанной между двух враждующих в первой мировой войне империй. Стефаник воссоздает художественным словом стремления украинцев соединить "разъединенные в катастрофе" половины своей наций
Писатель на собственные глаза видел, как цвет украинского народа - наилучшие его сыны - кладут свои главы за ее независимость, соборность и государственность. Эти исторические события и легли в основу новеллы "Мария", изображая ее главную героиню в трудные времена жизненных испытаний. Она возникает перед нами как символ самой Украины в вире тех трагических событий, которые судились ей на драматическом пути истории начала ХХ столетие
Мы видим Марию в минуты счастья, которые остались в прошлой жизни, и в бездне тяжелого переживания поседевшей чем ночь матери. Этими воспоминаниями о прошлом, когда ее сыны были возле нее, героиня будто хочет возвратить те счастливые дни, чтобы не видеть ужасного настоящего. И это сопоставление поражает мое воображение: в прошлом - красивая, здоровая женщина, преисполненная своим счастьем, которая излучает радость и любовь. Но события абсурдной братоубийственной войны болью и отчаянием исполнили ее душа - и вот уже она готовая укоротить возраста без синив, и потом понимает: боль потери не должен поризнити ее с патриотическим выбором сынов. Так через преодоление святого материнского мучения женщина находит свое истинное "я".
Стефаник, кажется, ничем особым не наделяет свою героиню. Для меня она - простая крестьянка, счастье которой - в работе возле земли, в любви к своему мужчине, в щебетании детских голосов. Но вот начинается война - и мы становимся свидетелями самораскрытия материнской души, которая поражает глубиной ощущения неестественности военного залога мира. И если в отношении к своим детям Мария сначала руководствовалась лишь своей материнской любовью, то уже со временем под влиянием сынов у нее возрастает национальное сознание, которое дает ей возможность сердцем и умом осознать важность дела ее синив, гордиться ими: ее дети пошли "извлекать мужицкое право", были "ласковые к простому народу, и народ...круг их цвел".
Найповнише, по моему мнению, раскрывается духовное величие матери и глубина ее любви к детям в эпизоде, когда сыны Марии добровольцами вступили к лавам Сечевого стрилецтва и пошли приобретать Украине свое наиболее дорогое сокровище, как тысячи других женщин, которые пожертвовали своими сыновьями ради Украины: "Под ограды имели держали сердца в ладонях и дули на них, лишь бы не болели", - так передает чувство этих святых украйнокавтор.
Военные тяжелые времена не принуждают Марию отречься той дела, ради которой проливают кровь ее дети. Как наиболее дорогое сокровище бережет она портрет Шевченко - единое, что осталось на память о синив, их долька; она телом его закрывает, а оккупанты "кроили тело кнутами". Шевченкова песня лечит Марийну душу, переносит ее к синив, и она уже видит, как сбывается мечта ее детей: "Блискотять реки по всей нашей земли и падают с громом в море, а народ срывается на ноги. Заведомо ее сыны, и она с ними идет на ту Украину".
Произведение прочитано, но возбуждение в душе не проходит. Меня очень поразил этот шедевр творческого наследства Стефаника, его символика, его глубина и патриотизм. Сердце исполняется чувством национального достоинства и гордости за знаменитую историю родной Украины, за ее героев - мойхспиввитчизникив.
Жизненный подвиг матери (за новеллой Василия Стефаника "Мария")
Комментариев нет:
Отправить комментарий