Какие уроки жизни я получил, прочитавши романа Л. Г. Толстого «Война и мир»
Как и все произведения Л. Г. Толстого, трилогия «Детство. Отрочество. Юность «явилась, в сущности, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый епизодпродуманий.
Главной целью Л. Г. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою неразрывности с ним, и потом, когда начинается отделения себя от мира и осмысления окружающего его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе иртеньева («Детство»), потом мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушенные, уступая местом тему отношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй - умирает бабушка, неся с собой огромную моральную силу, и в третий - отец вторично вступает в брак на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение бывшего родственного счастья становится абсолютно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадий, однако беспрерывно насправди.
Рассказ от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И в конце концов, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность появилась наиболее удобным образом воплотить какой-либо замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первичную идею. Л. 8216М. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития людской личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не вкладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал М. Г. Чернышевский, Л. Г. Толстой «чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе», что давало ему возможность «написать картины внутренних движений человека». Однако важным есть то, что в трилогии фактически два главные герои: Николеньки иртеньев и взрослый человек, упоминают свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Г. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходимая: Л. Г. Толстой писал свои произведения о всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа российского жизни вообще.
Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому й построение внутри глав подчинено внутреннего развития, передачу залога героя. Длинные толстовские фразы пласт за пластом, уровень по уровню сводят башню человеческих ощущений, переживаний. Своих героев Л. Г. Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и здесь все условности уже не имеют значения. Показываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется «народностями». Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань рассказа вплетенные моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка, который может быть известно герою только из рассказов других людей, например война. Столкновение с чем-то неизвестным, как правило, оборачивается почти трагедией для ребенка, и воспоминания о таких миттевостях всплывают в памяти прежде всего в минуты отчаяния. Например, после ссоры с St.-Jerme Николеньки начинает искренне считать себя незаконнорожденным, припомнивши отрывки чужихрозмов.
Поняло, Л. Г. Толстой мастерски использует такие традиционные для российской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, потому что все это - внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важная языковая характеристика героев трилогии. Изысканный французский язык хороший для людей Сomme il faut, смесь немецкого и ломанного российской будто характеризует Карла Ивановича. Нестранный и тот факт, который задушевный рассказ немца написан на русском языке с отдельными вкраплениями нимецькихфраз.
Итак, мы видим, что трилогия Л. Г. Толстого «Детство. Отрочество. Юность «построенная на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же представляет суть каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа, на мой взгляд, Л. Г. Толстой не знает равных
Как «сделанная» трилогия Л. Г. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»
Комментариев нет:
Отправить комментарий