Обрисованные Афанасием Мирным в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» женские образа воплощают стремление к счастью, к миру, к уюту, к честному жизни. Но в несправедливом классовом обществе невозможное осуществление их мечтаний и стремлений. Никто из украинских писателей после Шевченко не срисовал так ярко трагедии матери, как это сделал Афанасий Мирный. Шевченко создал бессмертный образ матери-крипачки. Мирный показал страдающую жизнь матери в новых социальных условиях. Мотря, иметь Чипки Вареника, один из наиболее трагичный образов женщины в классической украинской литературе. Жизнь ее преисполненное мыканий. Социальные условия — бедность и бесправность — изуродовали ее судьбу. Девушкой жила она у «соседок»; женившись, тоже не знала счастья, мыкалась, терпела несправедливости и быстро состарившаяся
Образ Мотри является воплощением судьбы многих трудящихся женщин в условиях крепостничества и пореформенного времени. В ее обиде воплощенные народные взгляды на честную, трудовую жизнь. Как в многочисленных народных песнях, женщина-страдниця виднеется о счастье. В обиде Мотри писатель воплотил неутомимые поиски этого счастья бесталанной ценой. Языком народной песни автор рассказывает о судьбе женщины: «Не судилось Мотри счастье», «неодрадне жизнь Мотри», «грусть заслала ее взгляд», «сердега иметь».
Этим Афанасий Мирный достигает лиричности и трогательности в змалюванни этого образа. Чувство правды настолько сильное в Мотри, которая когда она справилась о поступках Чипки, самая донесла в волость об этом преступлении. Такой шаг матери, тяжелый и мучительный, потому что она бы «своего сердца влупила и дала ему», но честный и справедливый, набирает символического звучания: это правда, самая человеческая совесть наказывала преступника. Еще одну женщину любил Чипка, еще одна женская судьба вплелася с него судьбой — судьба его жены Гали. Она возникает перед нами в начале романа в обиде «полевой царевны». С симпатией изображает ее автор:
«Небольшая, прыткая и бодрая, с веселой улыбкой на устах». Девушка возросла в воровской семьи, но то зло, которое окружало ее из детства, не исказило ее души. У нее выработалось критическое отношение ко всему бесчестному и жестокому
Писатель называет ее то «полевой царевной»,
То «разбойничьей дочерью», изображая тем самым контраст между благородными стремлениями девушки и тем окружением, в котором она возрастала. Галя призывает мужчину жить по правде, помогает ему на некоторое время вернуться к честному земледельческому жизни. Но слабые ее силы, не выдержала она борьбы с вражескими ей социальными условиями. Она, как и Мотря, не смогла примириться с кровавым разбойничеством. Узнавши о жестоком поступке Чипки и потерявши последнюю надежду к счастью, она причиняет себе смерть
Самоубийство Гали было стихийным протестом против существующей социальной действительности, она гибнет как жертва условий, рожденных капиталистическим обществом. Итак, даже юридически свободному человеку в условиях гнобительського порядка не даны никакие возможности для личного счастья. И Мотря, и Галя всю жизнь стремились жить честно, мирно, счастливо, но не испытали в полной мере ни женского, ни материнского счастья. Потому что для них оно было невозможно в существующих социальных условиях, они были обречены на такую страдающую жизнь
Идейная навантаженисть женских образов в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» II вариант
Комментариев нет:
Отправить комментарий