Поэзия — где всегда неповторимость,
Какой-либо бессмертное прикосновенье к душе
Лина Костенко
Лина Костенко... Это имя поднимается, будто флаг, в нашей украинской поэзии. Хотя стоимость ее поэзии еще и не оценена полностью, не изученная литературоведами, но для украинского читателя она уже давко стала источником целебного слова, которое тамуе жажду искренности и душевной щедрости, ликвидирует недостаток правдивости и чистоты. В. Базилевський писал: "Украинской литературе повезло, что в ней есть фигура, которая жизнью и творчеством утверждает благородство высших художественных принципов. Это поднимает Лину Костенко в глазах мудрого читателя на ту высоту, в те сферы духа, которые зридни бунтарству Леси Украинки или, скажем, Габриели Мистраль... Из расстояния во времени подвижничество Лины Костенко станет еще виднишим... Это больше чем поэзия — здесь наша история и философия, наш образ мышления, героика, наши марноти и глупоти. Здесь прошлое и современное, просвеченное рентгеном мисли..." Эти слова исследователя как можно лучше характеризуют специфическую насыщенность поэзии Лины Костенко поэтическим смыслом, объединение традиционной поэтической струи со смелым новаторством, густотой образности
Поэтесса руководствовалась в поэзии довольно высокими критериями, считая, что право на существование имеет лишь то слово, которое нужное современникам, которое облагораживает их, содержит в себе квинтэссенцию духа времена. Поэтому она непримиримо относится к так называемым "пустым" стихам, которые пишутся только ради славы или еще каких-то вознаграждений:
А сколько у нас поэзий
Случайных
Из ничего и нет для чего виника!
Равнодушных фраз металла непрочного,
Мыслей затертых и пустых слов...
Самая стремилась простоты слова, не стараясь нагромоздить сложные символические конструкции. Но какая же сложная эта простота! И почему же она так берет за душа? Почему заставляет страдать, сопереживать, даже плакать? Потому что каждое слово, будто искреннее золото, будто спелое зерно, ложится в грунт нашего сердца. И неужели можно остаться равнодушным к таким, например, строк:
Когда буду я даже седой,
и жизнь мое пойдет туманом,
Я для тебя буду красивой,
А для кого-то, может, и никакой
Так, никаких осложнений образности, символики, даже обычных для поэзии сравнений, но сила стиха в этом и кроется. Каждое слово занимает свое место и потому заставляет строка бринити, наливаться чистимзмистом.
Лина Костенко в одном из стихов словно самая определяет роли для своих поэзий, классифицируя их за энергетической струей:
Есть стихи — цветы
Стихи — дубы
Есть игрушки стихи
Єрани.
Есть повелители и рабы
и стихи есть — каторжане
Сквозь ограды тюрем,
По тернам тяжелых времен —
Идут, идут
По этапу столетий...
Чему стихи могут стать каторжанами? Поэтесса самая отвечает на этот вопрос: "Украинский писатель, приходя в литературу, сперва и не знает, в зону которой беды он вступил. Потом проходит догадка и протест: такого не может быть! А потом осознание: так есть. Но должен работать. Это судьба моего народа, ведь — и моя судьба". Именно этой позицией измеряется и определяется тематика поэзий Лины Костенко
Каждое слово поэзии нашей современницы словно живое существо, которое может болеть и страдать:
Но поэт естественный, как природа
От фальши у него слово заболеет
Естественность есть одной из главных признаков поэзии Лины Костенко. Естественный ритм слова отображает естественную текучесть жизни, естественный ход мыслей. Поэтому, наверное, поэтесса неоднократно обращалась к изображению природы, воссоздавая ее непереходную силу, нетленную красоту:
Осенний день, осенний день, осенний!
О синий день, в синий день, в синий!
Осанна осени, в печаль! Осанна
Неужели это осень, осень, об! - та самая
Этот образ, построенный на ассонансах и поэтической тавтологии воссоздает присущее поэтессе умения играть со словом, используя не только его семантическую выразительность, а и присущую ему звуковую мелодику. Иногда Лине Костенко достаточно всього двух слов, чтобы дельцом заворожить читателя тайной звучания и значение, но далеко не все ее поэзии выстроены чисто на сенсорном уровне, поскольку большинство их являются поэзиями интеллектуального напряжения, работы мысли. Где философская, гражданская лирика. Но в любом случае все стихи поэтессы конденсируют магическую, чрезвычайную силу Слова, которое не является просто объединением букв, наполненных содержанием, а есть действенной могущественной энергией, которая создает и превращает мир. Действительно, для Лины Костенко "сначала было Слово":
Расточаю дни на поиски незримой
Немой сути в сутинкахпонять.
Неистовое слово взнуздавши рифмой,
Влетаю в ночь. Слова меня пьянят
Слово становится охранником наций и человечества, это оно — самый важный оберег украинца, мистилище духовности и духа уярмленого народа, который выстрадал свое право быть. Потому что каждый народ сильный прежде всего своим словом, для Лины Костенко — поэтическим словом, наделенным душой, живым:
Мои слова, в сапоги не обутые,
Всплывают кровью на нее тернах
Они горят и рушатся, как башни...
Поэзия Лины Костенко — отдельный поэтический мир, раскрыть особенности которого нельзя, конечно, в рамках одного ученического произведения, поскольку он живой и непостоянный, он развивается внутри себя, порождая множество толкований и восприятий. Это мир истинной Красоты, Искусства, духовной Свободы, о которой могла только мечтать человек тоталитарного общества, это мир Добра и Правды
Яркий мир художественного слова Л. Костенко (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий