Роман «Маруся Чурай» — панорамное полотно, заполненное историческими персонажами, легендарными фигурами, он объединяет фактографическую точность и художественный вымысел
Успех это произведения, общенародная любовь к нему базируются на могущественном переплетении этических, духовных, эмоциональных движений и проблем. Лина Костенко крайне напрягает противостояние добра и зла, правды и несправедливости, верности и измены, утилюючи эти понятия в двух групахгеройв.
Представители рода Чурайв — это олицетворения наилучших черт украинского народа. Отец героини ценит прежде всего свободу. Внутренняя свобода для него неотъемлемая от чувства собственного достоинства. Он живет по высоким законам бытия, как истинный герой из народа, олицетворение его непокоренного духа:
Он гордый был, Гордеем он и звался
Он рыцарь был, хотя что лапти
Стоял насмерть. Никогда не казался
Тому гибнет Гордей Чурай там, где выжить может только покорный, способен приспособиться
Мудрость помогает Гордиеви видеть главное в людях, находить истинные ценности. Удушу, не за имение, полюбил он жену. Такой же воспитался и дочь — гордую и талантливую Марусю
Полярная противоположность Чураям — семья Вишняков. Вишняк не существует как личность, душа его серая и засохшая. Поэтому он ищет самовоплощение в материальных ценностях. Для него имение — это «я», и деньги — это «я». А если так, то нет никаких моральных принципов, есть только выгода. Поэтому
Кто за Богдана, кто за короля
А он за тех, которий не против.
Во время осады Полтавы для Вишняка наступает возможность заработать. Хлопоты небольшие, прибыли знатные — поэтому он не колеблясь идет на измену. Инстинкт самосохранения велит ему сохранять внешнюю пристойность
Дочерью и по плоти, и по духу Вишняка есть Галя. Для ее куценького ума, напыщенного и самовлюбленного характера находится одна характеристика — «гусыня». И эта «гусыня» становится на препятствии Марусиному любви, покупая Григория. А когда предатель гибнет, единое, за чем вбивается семья Вишняков, — это деньги. За товар плачено, а он пропал:
Уже отец наш и на свадьбу потеряли,
А Григорий умер... а Григория уже нет...
Вот и все, что может пробелькотити «гусыня», утратив жениха и мужчины...
Противостояние семей — это вековечное противостояние высоких морально-этических норм и бездуховного быдла. К сожалению, в мире последние устраиваются лучше. Судьба благородства и духовной красоты в жестоком мире горка:
Во всех этих скорботах и печалях,
Во всех этих одвичних передрягах —
и Чурайвськи главы на сваях,
и Вишняковськи главы на плечах
Лина Костенко не лелеет надежд перестроить мир. Она просто как неутомимый стовпник стоит на защите достоинства и справедливости: ее произведения обогащают людей, ее герои захватывают своим душевным совершенством, чистотой и величием
Добро и правда в романе Л. Костенко «Маруся Чурай»
Комментариев нет:
Отправить комментарий