вторник, 6 января 2015 г.

Морально-этические проблемы в комедии «Мартын Боруля»

Драматургическое наследство и. К. Карпенка-Карого - это самобытное и интересное явление в истории отечественной театральной культуры. Бессмертную славу принесли художнику его сатирические комедии: «Сто тысяч», «Хозяин», «Суета». Сюда же принадлежит и комедия «Мартын Боруля», которая поднимает важные морально-этические проблемы и этим самим становится в ряд бессмертных произведений. Драматург высоко поднимал роль смеха как средства борьбы с человеческими недостатками. Действительно, смех - могущественное оружие: то, над. чем посмеялись, теряет свою значимость и из кумира превращается в предмет насмешки. Смех принуждает каждого из нас критически посмотреть на. себя и. стремиться лишиться тех или других недостатков в своем характере.,


Сюжет комедии «Мартын Боруля» писатель строит на действительных фактах из жизни семьи Тобилевичив: отец драматурга, которое длительное время служило управляющим помещичьих имений, решил добиться витания своего рода дворянским. На это пошло многому времени - и напрасно: дворянство не было доказано, поскольку фамилия в старых документах иуло Тобелевич, а в новых - Тобилевич. Карпенко-Карий использовал этот факт, лишь бы высмеять старание простого человека выбиться в дворяне, порочно думая, что этим можно в чем-то вивищитися надиншими.


Главный персонаж комедии - это человек из зажиточной верхушки села. Мартин Боруля не ослеплен жадностью обогащения, не лишен некоторых черт гуманности. И, к сожалению, это натура, искалеченная духовно непреодолимым стремлением выйти «на дворянскую линию». Когда бы его спросили, зачем ему то дворянство, он, вероятно, не смог бы объяснить надлежащим образом свое странное желание. Читая комедию, мы видим, шо Мартын - хороший семьянин, в доме порядок и благосостояние; и авторитет, и деньги - все это у нашего героя есть. Чего же ему еще надо? Оказывается, надо титула дворянского, какой, по мнению Мартына, сделает его господином, а господин - это не мужик…


В своем доме этот « мещанин-шляхтич» (так назвал своего героя Журдена французский драматург Мольер) заводит дворянские порядки, сам мучится через свои химеры, но терпит, потому что считает такую «домашнюю перестройку» путем к политически-правовому месту в ломе-щицько-калиталистичний государству, которое имело дворянство. Мартин велит своим детям называть себя не отцом, а «папинькою», а маму - «маминькою». Он долго утром вылеживается в кровати, как господин, хотя у него, трудящегося человека, от длинного лежания из непривычки болят бока. Дочь Марисю хочет отдать замуж за «образованого мужчины», сына Степана виднеется видеть знатным чиновником. Смешно смотреть, как «правила» дворянского быта противоречат традиционным порядкам семьи Мартына, вызывают непонимание и удивление членивродини.


Развязка остро драматическая: Мартын везде испытает поражения, и, в конце концов, одна буква в фамилии (Боруля - Беруля) кладет край его соревнованием за дворянское звание: род Мартына не признали дворянским. Высмеяв такое поведение своего героя, Карпенко-Карий утвердил здоровую народную мораль относительно родственных традиций, отношение человека к своей родной земле, своей родословной, прадедовских корней, работы, народнихзвичайв.


Главное - не титул, а умение оставаться порядочным, высоконравственным человеком во всех життевихситуациях.



Морально-этические проблемы в комедии «Мартын Боруля»

Комментариев нет:

Отправить комментарий