Произведение за романом В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Первое после Пасхи воскресенье католики называют «Квазимодо», что в пеклади с латыни означает «будто», «почти». Именно в этот день после обеденные в Соборе Парижской Богоматери на деревянном настиле на левом боку паперти, куда по обыкновению клали подкидышей, было найдено живу существо, которое тяжело было назвать димнише. Непривычный подкидыш был такой безобразный, что его хотели сжечь на костре или утопить. Однако Клод Фролло, молодой священник, который к тому времени приходил мимо шумливую группу монахинь, которая решала судьбу «маленького чакиупа», переглянулся на несчастное создание и взял его себе за сына. Фролло окрести малыша и назвал его «Квазимодо», то ли на память о том дне, когда он нашел его, то ли желая этим именем высказать несовершенство маленького создания. Действительно, «Квазимодо, одноглазый, горбатый, косолапый, был только подобный человеку».
Квазимодо все свое время находилось в соборе, почти не исходя из него, и полно стал его составляющей часть. Он враждебно относился к людям, потому что люди не прощали его уродливости. Разговаривал он только со статуями собора, которые не ощущали к нему ненависти, потому что вообще не могли ничего ощущать. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, он стал звонарем, новое бедствие постигло его — от церковного звона он оглух. Несмотря на это Квазимодо все же любил звоны превыше всего. «Он любил их, ласкал, говорил к ним, понимал их язык».
В дне праздников Квазимодо мог выигрывать на звонах, как никто другой. «Он… обливался горячим потом, бегал туда и сюда, дрожал вместе со звоном от главы и к пятам». Квазимодо купался в звуках звонов, «словно птица в лучах солнца».
Лишь один человека на миру Квазимодо любил больше за собор. Это был архидиякон Клод Фролло. Квазимодо был до безграничности признательный ему за то, что он утешал его, вырастил. Еще из детских лет привык Квазимодо находить спасения возле Фролло, когда его преследовали собаки и дети. Ничто в мире не могло уравняться с властью архидиякона над звонарем и благосклонностью звонаря к архидиякона. За самым лишь знаком Клода, из самого лишь желания даты ему удовлетворение, Квазимодо готов был броситься вниз главой из наивысшей башни. «Квазимодо любил архидиякона так сильно, как ни собака, ни конь, ни слон никогда не любили своего хозяина».
Ко встрече с Есмеральдою Квазимодо не ощущал никакой потребности в общении и людьми. Фролло заменял ему всех людей, а весь мир — собор. С появлением Есмеральди в жизни звонаря его мир перевернулся, душа его расцветшая. Оказалось, что Квазимодо был способен на искреннюю, жертвенную любовь, которой побуждает его смелые поступки. Он спас от виселицы уличную танцовщицу, выхватив из рук палачей, а потом спрятал ее в соборе, где она была нетронутой. Десятитысячный толпа, которая собралась на площади посмотреть на смертную казнь цыганки, среди которой не было никакого человека, который бы с благосклонностью относилась раньше к Квазимоди, встретил этот подвиг безобразного звонаря бурными аплодисментами и восклицаниями:
Слава!» Откуда в этой душе, преисполненной злобы и ненависти к людям, взялось милосердие и нежность?! «Минутами он не осмеливался затронуть к нее( Есмеральди) даже своим дыханием. И вдруг прижимал ее к своей неуклюжей груди, как свою собственность, как свое сокровище, будто иметь свой ребенка…
Женщины смеялись и плакали, толпа топотов ногами от захвата, потому что в эту минуту Квазимодо и в самом деле был по-своему прекрасным. Он, этот сирота, этот подкидыш, был замечательным, он ощущал себя величественным и сильным, он смотрел просто в лицо этому обществу, которое его выгнало и в дела которого он так властно вмешался».
Перенесши Есмеральду к собору, Квазимодо нежно и трогательно беспокоится о девушке: отдал ей свою собственную постель, каждый день приносил пищу, оберегал ее покой ночью, лежа на голом камне поперек дверей. Но все же таки у него похитили его любимую
Понявши, что в смерти Есмеральди виновный его кумир, Квазимодо, который раньше готовый был броситься с башни ради Фролло, толкнул архидиякона с балюстрады собора в бездну. Так он отомстил своему господину за смерть и мучения возлюбленной
Бунт Квазимодо сначала против несовершенного человеческого правосудия, а со временем и против своего господина, который совершил подлость. Искренняя, самоотверженная любовь свидетельствует о том, что в обезображенной ненавистью и злобой души раба раскрылась гордая и величественная, сильная личность
Эволюция Квазимодо: от раба до личности
Комментариев нет:
Отправить комментарий