М. П. Старицкий - один из корифеев украинской драматургии. Он оставил глубокий нужно в украинской культуре. Кроме драматических произведений, писал стихи и прозу, был выдающимся актером, талантливым режиссером, добросовестным общественным деятелем. Выходец из малозаможной помещичьей семьи, где в большом почете были журналы «Современник», «Отечественньйе записки», произведения российских и зарубежных писателей, «Кобзарь» Шевченко и сборники украинских фольклорных произведений, юноша уже в студенческие года сформировал свои общественно-политические и эстетичные взгляды. Работая после окончания университета в Киевском историческом архиве, Г. Старицкий начинает свою литературную деятельность и одновременно совершенствует знание с нескольких иностранных языков: английской, немецкой, французской. Позднее создает украинскую труппу, которая быстро приобрела большую (можно сказать, мировой) славы. И за по состоянию здоровья через десять лет он оставляет трупу и целиком отдается литературному делу
Меня поразило то, что вся своя жизнь Г. Старицкий подчинил высокой цели - :»душой и мыслью послужит родному народу» В письме к и. Франко, своего товарища по стираю, он писал: «Это желания, это направление руководили мной вся жизнь, и я не предал их к могилы, потому что верую, что только тогда воздаст честь свой язык народ, когда она станет орудком культуры и науки, когда на ней понесет народа интеллигентный гурт и освобождения от экономического рабства и улучшение судьбы…» Как это актуально звучит сегодня! Свое отношение к фигуре Г. Старицкого я хочу обосновать ориентируясь на него драматургическое наследство (писатель оставил нам 25 пьес). Из литературной критики нам известно, что как драматург Г. Старицкий возрастал на прогрессивных традициях украинской, российской и зарубежной классики. Возглавляя украинскую труппу, он оказал себя и как режиссер, и как сценарист, и как автор уже известных к тому времени драматических произведений. Чтобы обогатить репертуар украинского театра, он инсценизуе, кроме того, повести российского писателя Г. Гоголя, создавай польских писателей Ожешка и Крашевського, перерабатывает сценические драмы и. Нечуя-Левицкого, П. Мирного, перекладывает на украинский язык драму В. Шекспира «Гамлет».
В пьесах Михаил Старицкий нарушил разные проблемы: несчастливая любовь сельской девушки, критика популярной в те года идеи «слияние» господина с мужиком, социальные взаимоотношения в украинском пореформенном селе, творческие будние актеров, национально-освободительная борьба украинского народа, постепенное нарастание неудовольствия существующими порядками и т.п. Среди пьес М. Cтарицького, подвижницьке жизнь которого достойное почеты и признательности, самый большой нужно в памяти оставили такие, как «Не судилось», «Участь», «Ой не хода, Григорию, да и на вечерницы», «Последняя ночь». Пьеса «Не судилось», название которой для приглушения социального направления автор менял несколько раз, вошла в так называемый золотого фонда нашей литературы. Главная героиня пьесы - крестьянская девушка Екатерина. Она влюбилась у барича. История традиционная, и она дата возможность писателю нарушить актуальную проблему того времени: отвратительную суть общества, основанного на социальной неровности. Писатель не просто освещает проблемы, а и выражает свое отношение к описываемому, разоблачает господский либерализм и псевдопатриотизм в стиле Великого Кобзаря. За личной драмой главных героев автор увидел растленную господскую мораль, носителем которой в пьесе выступает Михаил Ляшенко.
Образ Екатерины запоминается надолго. Дзвонаривна искренне любит и хочет совокупляться с баричем навеки, однако своим крестьянским умом знает, что совокупляются только уровне. В душе девушки есть надежда на доброе исключение. В ответ на предостережение Дмитрия она говорит: «Не сверь же он?!». И произошло не так, как надеялось: Екатерина стала жертвой своего искреннего чувства. Сильная и волевая, с глубокими душевными чувствами, не смогла девушка одолеть пассивность барича, который не способен бороться за свою любовь. Идея драмы напоминает основную мысль произведения А. Тесленка «Казненная жизнь»: в мире, где властвует жадность наживы, где процветает лицемерие и корыстолюбие, жестокость и порок, нет места ничему светлому. Дмитрий Колдобин искренне любит Екатерину и ненавидит баричей. Он знает хорошо, что баричи всегда жили неправдой. В гневе юноша убивает барича Михаила
Тему любви Г. Старицкий переносит и на страницы социально-бытовой драмы «Ой не хода, Григорию, да и на вечерницы». Однако в этой драме тема любви перерастает в тему социальных разногласий между трудящимся людом и сельскими богатеями. Главные герои драмы - восемнадцатилетняя девушка Маруся и пидстаркуватий Фома, который хочет вступить в брак с Марусей, стараясь красоту, любовь заменить деньгами. Фома действует мерзкими средствами: он разбивает счастье влюбленных (Марусю искренне любит Григорий), что приводит к отравлению парня и сумасшествие девушки. Эта драма, обозначенная широким использованием музыкально-песенного фольклора, и сегодня входит в сценический репертуар украйнськихтеатрив.
Видное место в творческом наследстве Г. Старицкого занимают произведения на исторические темы: «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буше», «Маруся Богуславка», «Последняя ночь» и «Юрий Довбиш». Писатель-Драматург художественно исследовал историческое прошлое Украины и тем самым подвигнул современников в их борьбе за независимость родного края. Искренним патриотом земли выступает Степан Брат-Ковський в пьесе «Последняя ночь». Он - неподкупный и не понимает тех, кто предает «отчизну свою». С него уст срываются мучительные слова, обращенные к Украине: «Что произойдет с тобой, Украина, когда тебя наилучшие сыны - ради страха, ради мамони - предадут?».
Драму «Участь» Г. Старицкий посвятил популярнейшей актрисе в свое время Марии Заньковецький, которая стала прототипом Марии Лучицькой - главной героини драмы. Лучицька хочет нести светлое искусства широким массам, воспитывать их. Однако на ее пути много препятствий: бездарная Квятковська, деспот Ко-Тенко, продажный журналист Юркович. Лучицька - волевая женщина. Она находит в себе силы и возвращается к театра
Пьеса заканчивается трагически: талантливая актриса умирает. Таким горьким был ее талант, такой горкой была ее судьба. Творчество Г. Старицкого заслуживает высокой оценки. По мнению Леси Украинки, он весь возраст заботился, «чтобы наше слово не умирало» Его многогранная творческая деятельность была подчинена высокой задачам подъема украинской национальной культуры на мировые уровне, пробуждению усыпленных национальных чувств, которые есть и на сегодняшний день довольно актуальным
Корифей украинской литературы Г. Старицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий