понедельник, 19 января 2015 г.

Образ женщины революции (за новеллой «Кот в сапогах»)

Читая произведения М. Волнового, понимаешь, что автор хорошо знал все, что происходило в годы революции, потому что сам был непосредственным участником этих событий. Поэтому образа, которые он выводит в своих произведениях, выходят из-под него пэра такими объемными и правдивыми. Особенно ярко это отображено в новелле М. Волнового «Кот в сапогах».


Идея революции привлекала многих людей, большинство из которых были мужчинами. Но находились и такие женщины, которые всем сердцем поддерживали идеи социализма, беспредельно верили в счастливое будущее. Конечно, это были бедные женщины, необразованные и беззащитные. им очень тяжело жилось к революции; они ощущали себя никому ненужными. С приходом новых времен меняется их мировоззрение, они будто вырастают в собственных глазах, потому что знают, что и их работа принесет плоды, и они будут не лишние в будущем обществе


Была среди таких женщин молоденькая девушка, которая отдавала все свои силы ради счастья других. Поп прозвал эту девушку Гапкою. Но это имя не очень нравилось бойцам. Они считали, что оно идет от слова «вышивать»:«... вот вышивать — это ярко, потому что вышивать: вышивать золотом или серебром». Гапка не была хорошенькой, да и не старалась ею быть. Все время ходила в солдатских сапогах и грубой одежде. Но не тем она привлекала бойцов. Они захватывались ее внутренней красотой: она не совсем верно представляла коммунизм, была малограмотной, потому что гимназии не заканчивала, но самоотверженно исповедовала это учение, изучала цитаты и принуждала других. За книжкой без автора «Что такое коммунизм» проводила с бойцами дискуссии, потому что кругом «темнота», а надо идейно растить


За это один боец назвал ее «паходним Лениным», а школу, в которой проводились политзанятия, — «бурсой революции».


Сама она курносенькая, напоминала известный из детских лет рисунок «Кота в сапогах». Бойцы называли ее «Жучком» за маленький рост и большую подвижность: «Товарищ Жучок — это только «кот в сапогах» с бодрыми движениями, с бузинковим взглядом, который ходит по сорнякам революции и, как мураль, тянет солнечный вес, чтобы высушить болото...». Удивляешься, сколько силы было в этой хрупкой девочке, которая оказалась более сильной за многих мужчин! Дисциплинированная, принципиальная и честная; когда замечала что-то негодное, делала глаза «драконом» или вимовляла: «Дзуськи!» Эта девушка «иногда употребляла таких слов, вела такие речи, что мы лишь рты разевали».


У нее в жизни произошла большая трагедия: когда пошла в отряд, казак повесил ее малого сына на фонаре. Но об этом никто не знает, потому что девушка плачет лишь украдкой, чтобы никто не заметил ее горя. Она скрывает свои чувства, чтобы солдаты не стали ей сочувствовать и она не потеряла равновесия. Ей очень тяжело среди бойцов-мужнин, но об этом вновь-таки никто не догадывается. Вообще эта маленькая на рост девушка, «кот в сапогах», стала своеобразным символом революции, отданным защитником ее идей


Не удивительно, что в скором времени ее избирают секретарем партячейки в подразделе красноармейцев; не удивительно, что к нее относятся с большим уважением. Горько только от того, что за революционными буднями молодая женщина забывает о том, что она женщина, теряет дольку своей души, становится подобный многих бездушных чиновников. Это ощутил на себе герой новеллы, когда приехал на место своего назначения и снова встретился с Жучком. «Кот в сапогах» носит такой же одежду и такие именно сапоги, как и много лет тому. Но чему-то все теперь ее не любят, потому что боятся попасться на ее язычок или ощутить ее гнев. «Товарищ Жучок» проводит занятие и относится к подчиненным с пренебрежением, повсякчасно унижает их. Поэтому партийцы возненавидели ее «дискуссии», «...потом она бегала, суетилась, собирала женщин, устраивала женские собрания, где говорили: об аборте, о любви, о праве кухарки...».


Но со временем «товарищ Жучок» просила извинения в героя новеллы, рассказала свою печальную историю, и именно тогда автор ощутил глубину души этой женщины, ее беззащитность и жиночисть. Женщина, хотя и осталась верной принципам революции, но потеряла принципы человечности. Именно поэтому ее работу на дорогах революции герой новеллы стал воспринимать как маленький подвиг, потому что она пересилила себя, как маленькую песню — искреннюю песню революции. Из этих маленьких подвигов составляется большой подвиг, а из маленьких песен — гимн, песня песен о мурашках революции, которые тянут «солнечный вес, чтобы высушить болото».


Революция была трудным испытанием для всех людей, но люди верили в победу и идеальность ее идей, считали, что она изменит жизнь к лучшему. Поэтому и отдавали все силы и умения именно ей и, к сожалению, и свою бессмертную душу, будто продавая ее дьяволу. Именно так, как делала это простая крестьянская женщина, необразованная кухарка с новеллы М. Волнового «Кот в сапогах».



Образ женщины революции (за новеллой «Кот в сапогах»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий