Наверное, не вымолила иметь судьбы своему синови, не смогла защитить свой умный ребенка от жестокой действительности. А может, это судьба самая его выбрала, чтобы повести на жертвенный огонь за страдания народа, за унижения, пренебрежение? И юноша смело стал на эту стезю, потому что иначе он не смог бы жить. Жизненная судьба Павла Грабовского — это типичная судьба тех сотен и тысяч борцов за свободу, которых преследовал и гноил в тюрьмах царское правительство, а творчество его — пример служения трудовому народу. Высланный в 1888 году на пять лет к Сибири, поэт больше никогда не вернулся к родному краю, его же поэзии стали манифестом жизни таких, как он. Лишенный семье, родной Украины, поэт свою музу посвящает борцам за судьбу народа. Поэт в литературе видит действующее средство воспитания в народе духа революционного сознания и протеста. Внимание писателя привлекают не живописные виды, не собственные интимные переживания, а "люд без ржаного куска".
Я не певец чудовной природы
С холодным равнодушием ее;
Из ума не идут обездоленные народы,-
Им я отдал все чувства мои...
Осуждая буржуазных эстетов, Грабовский одстоював искусство идейное, боевое. Утверждая, что жизнь — неминуемая борьба, поэт призывает передовых людей отдать все силы "за окованный, угнетенный люд". Именно такими призывами пронизанная поэзия "Вперед".
Вперед против хищных порядков!
Гибнет войник или добыча берет,
Он тропы протира для потомков;-
Его дело никогда не умрет!
Прообразами героев-борцов для Павла Грабовского были друзья по ссылке, те, что пламенным словом будили народ и стали жертвами в этой борьбе. Цикл поэзий "К Н. К. С." — это нежная лирика увлечения женщиной-борцом, не преклонения перед "ясной красотой", а горькая скорбь за тем, что так рано оборвалась жизнь дорогого человека
Утром в холодную могилу
Ты жертвой времени легла,
Без сожаления утеряна сила...
А в меня пак предположение жило...
Поэзия "К Б. С-Го" — это призыв к дружбы и братства между народами. Продолжая традиции Тараса Шевченко, поэт верит в торжество дружбы в семье больших народов. Стих посвящен поляку Брониславу Серошевському, товарищу по ссылке. Сыны двух братских народов сошлись на пути революционной борьбы против самодержавия:
Крепко, браття, стисним руки,
Обнимемся горячо:
Вместе тронем против мучения...
Что поражает больно!
Героика революционной борьбы воспроизводится у Грабовского яркими поэтическими призывами: "Смиле слово — то наши пушки, светлые поступки — то наши мечи", "За счастья для человека, за свет в черной мгле"...
Поэт поражает силой лирической агитации. Когда читаешь его поэзии, удивляешься: где источник воодушевления этого слабосилого мужчины? Что зажигало его на борьбу? И ответ одна — любовь к Украине, к народу. Так пусть же эта безграничная, жертвенная любовь к родному народу зажигает нас, поколение новой Украины, на дела во имя нашего государства
Изображение борцов за народную волю в поэзии П. Грабовского
Комментариев нет:
Отправить комментарий