Любя свой народ, сочувствуя его тяжелой внизу, выдающийся украинский писатель и. Нечуй-Левицкий считал своим долгом говорить ему правду, будить от тяжелого сна и апатии, которые были вызваны длинными годами крепостнического гнета и бедностью. И правда еще высказана в такой совершенной художественной форме, с таким юмором и иронией, что это вызывает смех и слезы уже во многих поколений читателей, принуждает их в который раз задуматься над вечными истинами добра и зла. Прежде всего мы видим, что жизнь крестьянина проходит в ежедневной трудной работе. Она хоть и изнурительная, но, наверное, никакой из героев повести не представлял себя без работы. Омелько Кайдаш, кроме хлебопашества, занимался еще и стельмахуванням - делал телеги и другие изделия из дерева. Карп и Лаврин подделывали хурщиками: нанимались возить к железной дороге с господских сахарень и мельниц сахар и мука. Вся семья, собравши собственный урожай, шла зарабатывать в господина снопы, чтобы рассчитаться с налогами и на свои нужды оставить малость. Итак, мы выразительно видим одну из найхарактерниших черт украинского крестьянина - трудолюбие, как и распорядительность и хозяйственность
У жиноцтва были свои ежедневные заботы - варить обод, убирать, стирать, шить одежду. Когда почитаешь, как Кайдашиха, Мотря и Мелашка каждую субботу подмазывали комин, прихорашивали дом извне, убирали, и все это в белых, хорошо вышитых рубашках, то обрисовывается еще одна, кроме трудолюбия, черта украинской крестьянки - ее опрятность, влечение к красоте во всем. А какими привлекательными были украинские девушки у праздника! Вот Мотря идет к церкви. «… Впиталась в зеленую юбку в красную запаску, подпоясалась длинным красным поясом.., оделась в зеленый с красными цветочками горсет, обулась в красные сапоги, надела доброе ожерелье… Павлинье перо блистало и мелькало, а золотой пружок парчи на черных селезенках предоставлял красоты тонким черным бровям и блестящим глазам». Яркие, красивые, веселые цвета одежды характерные не только для девушек, а и для женщин. Кайдашиха на розглядини к Балашив «надела тонкую рубашку, завязалась хорошим новым платком с кромками к самым плечам и понадевала все кресты и дукачи, надела новую юбку, новую белую свиту, еще и в желтые сапоги обулась».
Кайдаши, как и все крестьяне того времени, были глубоко религиозными, соблюдались праздников, а также неписаных моральных законов. Старый Кайдаш постоянно напоминал Мотри, чтобы уважала свекровь, потому что та старшая. Карп впервые рассердился на женщину, когда и бросила ложку на хлеб, повела себя за столом неучтиво. Правда, из этих стараний жить за народными моральными предписаниями часто ничего не выходило через эгоизм, жестокость свекрови, которая вызвала такую же злобность со стороны невестки
Старшее поколение Кайдашив - Омелько и Маруся - типичные представители крестьянства второй половины XIX столетие. Они пережили барщину, которая наложила на них отражение на всю жизнь. В Кайдаша это оказалось в том, что он, как когда-то господские люди после тяжелой работы, запивал свое горе в кабаке. Это и привело его к гибели. Кайдашиха набралась от господ спеси и заносчивости, желание кем-то командовать. Это хорошо ощутили на себе сначала Мотря, потом Мелашка, ведь именно жестокость и грубость, эгоизм свекрови чаще всего приводили к ссорам, бранным словам и даже потасовкам у семьи
Итак, чрезмерная эмоциональность и несдержанность в отношениях, лайливисть, хотя и не лучшие, однако же типичные черты тогдашних крестьян, потому что им постоянно под влиянием обстоятельств приходилось отвоевывать свое «место под солнцем». В этом мы убеждаемся, почитавши страницы повести о взаимоотношениях Кайдашихи, Мотри, Мелашки, бабы Палажки и бабы Прасковьи, отца и Синивкайдашив.
Младшее поколение - Карп, Лаврин, их женщины и дети недалеко отошли от родителей, унаследовав их эгоизм, равнодушие к общественным делам. Припомним историю с горбом, который был возле Кайдашевого двора и на котором ломалось столько крестьянских телег. Старый Омелько приказал сыновьям немного раскопать горб, но они этого не сделали. Карп говорит отцу: «Целый уголок ездит через гору, а я буду ее розкопувать… Как кто-то начнет, то и я копирсну заступом сколько там раз». Лаврин поддержал: «и я так же». Старый Кайдаш махнул рукой: «Не буду жия его копать. Пусть его черти раскапывают, когда найдут в нему вкус…»
Однако нельзя не заметить, какой поэзией преисполненные слова Лаврина, Ме-Лашки и других персонажей повести в момент взлета чувств. Герои говорят словами песен, так и сипят пословицами и прибаутками. Даже суровый Карп, ухаживая к Мотре, подумал, как пропел: «Ой взвешиваю я на эту девушку вражескую, и не знаю, будет ли она моей: вьется, как вьюн в руках, и когда бы не выскользнула из рук». А чего лишь не приговаривала Кайдашиха на розглядинах у Довбишив и Балашив: «Будь же дочь, здоровая, как рыба, годная, как мальва, веселая, как весна, рабочая, как пчела, а богатая, как святая земля! Дай тебе, божье, спешно делать; чтобы твои мысли были полные, как колодец водой, чтобы твоя вещь была тихая та богатая, как нива колосьями. Дай вам божье, из росы, из воды; пусть ваша жизнь будет между сладкими медами, между ароматными цветками». Итак, поэтичность, влечение к красоте - неотъемлемая частица души нашего народа
Искристым, сочным юмором насыщенный диалог сынов Кайдаша, когда они говорили о выборе будущих жен. И в этом просматривается еще одна характерная особенность украинцев - склонность к шутке, юмору, умение посмеяться не только из других, а и из себя. Кайдашиха, например, упоминая о неудачной для нее поездку в Бийвцив, говорит, что теперь ее туда не заманят и калачом, потому что имело главы себе не снесла, «а на очипку сделала себе правдивые Западинци». Лаврин насмишкувато спросил: «Зато же, мама, в вас на голове, наверное, набежали целые Семигори?»
Крестьяне к смешному суеверные и темные, их легко обмануть через доверчивость, как это сделал жид Берко, забравши общественный кабак в аренду и спаивая и обдирая посетителей. Это тоже характерная особенность украинцев
Итак, благодаря таланту и. Нечуя-Левицкого мы имели возможность проняться духом времена, определить черты национального характера украинцев. И хоть эти черты не всегда были привлекательными, автор дает нам понять, что они не столько от злого характера, а от тяжелой работы, нужд - постоянных супутникивселянина.
Кайдаши типичная патриархальная семья
Комментариев нет:
Отправить комментарий