четверг, 8 января 2015 г.

Образ Трудового мигранта Петра в произведении «Земля» (О. Кобилянська)

Среди персонажей, которые в силу разных причин (а некоторые с собственного желания) оторвались от земли и стали сельскими напивпролетарями, видим Петра, Анну, Домнику (когда служила в городе), Онуфрия Лопату, Григория Чункача и других. Трудовой мигранта Петра писательница наделяет положительными чертами: он умный, сообразительный, розважний, интеллигентный, у него хорошо и нежное сердце. Замолоду Петр не был в состоянии свить свое семейное гнездо, со временем уже о нем не очень думал, потому что «своего дома не имел, а в винаймле-ней не хотел сидеть. Гонор не позволял» (II, 10). Поэтому он отступил свой клочок поля сестре Евдокии с условием, которое проживет возле нее. В «работе был языков огонь, когда хотел», и все то, что зарабатывал, легко пускал на водку, жил беззаботно. Хоть длинное наймитування не исказило благородной души Петра, однако наложило свой отпечаток на него поступки. Человек чуткого сердца, он не один раз защищает Анну от издевательств матери. А когда после трагической гибели Михаила Петр вступил в брак с Анною, он словно возродился, помолодел


Выше стоит он и своими культурными запросами от тех земледельцев, которые имели грунти и которых пленила «власть земли». Это отвечало правде жизни, потому что в капиталистическом мире «мелкие крестьяне надрываются над работой больше, чем наемные работники, и снижают уровень своих нужд ниже от уровня нужд и жизнь этих последних». Образ трудового мигранта Петра автор срисовал правдиво, но сужено, преимущественно в социально-бытовом аспекте. А тем временем социальное положение и личные качества, которыми наделен этот образ, давали возможность писательницы воссоздать и обобщить в нем новые явления, которые рождались в буковинской действительности начала XX столетие,- такие, как протесты, против-помещичьи забастовки крестьян и т.п.,- создать образ искателя правды. Жизненного материала было достаточно ‘. Тем более, если принять во внимание, которое О. Кобилянська неоднократно подчеркивает в повести на том, что крестьяне должны искать счастье на своей земле. И в произведениях писательницы о крестьянстве активного искателя правды - крестьянина-протестанта, которого воспели ее предшественники и современники (Т. Шевченко, Ю. Федькович, Афанасий Мирный, Нечуй-Левицкий, Г. Коцюбинский и много других),- мы не найдем


Предопределялось это мировоззрением писательницы. Считая найпро-гресивнишою слоем общества демократическую интеллигенцию, которая «производилась самая из себя», то есть достигала знаний, самосовершенствовалась, О. Кобилянська и показывает ее как носителя протеста против буржуазных порядков. В крестьянском же среде автор «Земли» не замечает новых ростков социального, классового сознания. Крестьянство не вооружено образованием, знаниями и потому, по ее мнению, еще не представляет самостоятельной силы в общественной борьбе за новые идеалы. В образовании усматривая панацею от того бедствия, которое приносит частная собственность на землю, писательница показывает, как Петр с Ан-Ною, которым бывшее горе «воссоздало глаза», собираются посылать своего сына к школе, чтобы он шел в люди «другой дорогой». «Нет ему что к земле привязывать,- урадили,- она иногда лишь самого горя наносит!» (II, 255). От ивоники, Евдокии, которые крепко приросли к земле, кое-что отличается и Онуфрий Лопата. Его образ, который не занимает значительного места в произведении, писательница изображает с добродушным юмором. Когда-то он долго служившу цесарскому войску, испытал бедствия, но и увидел миру. Чудак за своим характером, Онуфрий любит перед каждым похизуватися своими заслугами, своей военной сноровкой, тем, что много знает, не замечая того, что в глазах односельчан становится смешным. Особенно тогда, когда он, худой и тонкий, с лопатой, граблями или метлой подскакивал, будто воробей, и показывал военные упражнения. И, вопреки своему чудачеству, Онуфрий является человеком доброй, порядочной и гуманной. Он умеет быстро схватывать суть вещей, критически мыслить, более широкие у него взгляды на жизнь, чем в ивоники, Василия и Евдокии. Онуфрий замечает лицемерие и словоблуднисть попа и плохие поступки учителя и въйдливо высмеивает их: «Раз приповидав, что мир закончится!.. Как закончится, то нащо деньги сбивать? На тамтим миру бог святой самый уже нас прокормит!» (И, 49).


Онуфрий так же, как и другие крестьяне, хотел бы иметь землю, если не для себя, то для дочери, чтобы она не осталась одинокой в жизни. Каждому мальчику свою ивону он советует братья за женщину, потому что над нее в селе нет чемнишой девушки и не будет лучшей хозяйки. Но земли нет, дочери никто не сватает, тогда как богатая, но пустая Марицена не засиживается в девках, а поп за «щедрые дары» даже покрывает ее грехи и благословляет шлюб. й от этого Онуфриеви становится грустно на душе



Образ Трудового мигранта Петра в произведении «Земля» (О. Кобилянська)

Комментариев нет:

Отправить комментарий