ЕРНЕСТ ХЕМиНГУЕЙ
(1899-1961)
Ернест Миллер Хемингуей родился 21 июля 1899 года в Ок-Душное, небольшому, чистенькому городку, рядом с Чикаго - самым большим торгово-промышленным центром Среднего Запада. Будущий писатель рос в культурной, обеспеченной семье, и родители, каждый по-своему, старались направить его интересы. Отец - врач по профессии и этнограф-любитель за вкусами - захватывался охотам, брал с собой у леса Ерни, водил его в индейские поселки, старался приучить сына наблюдать природу, зверей, птиц, присматриваться к необыкновенному жизни индейцев. Маты - любительница музыки и живописи, которая училась пения и дебютировала в нью-йоркской филармонии, здесь, в своем городке, вынуждена была удовлетворяться преподаванием музыки, пением в церковном хоре, а сына стремилась научить игре на виолончели. Музыканта с Ерни не вышло, но любовь к хорошей музыке и картинам осталась у Хемингуея на всю жизнь
Отец - спутник его детства и отрочества. Но после того как ему исполнилось пятнадцать лет, Ернест не имел ничего общего с отцом (проблема " родителей и детей"). Позднее отец возникает лишь в призрачных воспоминаниях и снах, а спутник его возмужалости, пример завзятой и мужественной дневной работы - это дед, участник Гражданской войны 1861 - 1865 годов
Ок-паркська средняя школа, где Хемингуей получил среднее образование, славилась высоким уровнем общеобразовательной подготовки. Будущий писатель с признательностью упоминал своих преподавателей родного языка и литературы, а школьная газета "Трапеция" и школьный журнал "Скрижаль" дали ему возможность попробовать свои силы в литературе (он пишет фельетоны и короткие рассказы). За что бы не брался Ерни, он во всем старался быть первым. Был капитаном и тренером разных спортивных команд, получал призы из плавания и стрельбы, был редактором "Трапеции". Есть мысль, что все это были попытки Хема ( как его свалили близкие друзья) довести себе и окружающему миру, что он не девочка. Дело в том, что родители писателя очень хотели иметь дочь и до семи лет одевали Ерни в дивчачу платье. На всю жизнь эти воспоминания детства стали ахиллесовою пятой Хемингуея, комплексом неполноценности, который он преодолевал все время, занимаясь только "мужественными" делами: спортом, охотам, корридой, военной журналистикой
В школьные годы Хемингуей много читал. Позднее, уже после " Фиести", он утверждал, что писать научился, читая Библию. Из традиционного школьного чтения Хемингуея не зацепили ни стихи Тениссона и Лонгфелло, ни романы Скотта, Купера, Гюго, Диккен-Са. Зато Шекспир и Марк Твен остались вкусам на всю жизнь
После окончания школы юноша некоторое время работает в небольшой газете. Когда Хемингуею исполнилось девятнадцать лет, он едет к Европе, чтобы добровольцем принять участие в Первой мировой войне, которая стала для него первым жизненным университетом. Воюет он в составе транспортного корпуса, в одном из санитарных отрядов, что его США направили в итальянскую армию
В ночь на 9 июля Хемингуей, попав под минометный огонь, был тяжело раненный. При обзоре сразу на месте у Хемингуея вытянули двадцать восемь осколков, а всего насчитали их двести тридцать семь. Хемингуея эвакуировали к Милана, где он пролежал несколько месяцев и перенес несколько серьезных операций колена. Выйдя из госпиталя, Хемингуей был награжден итальянским военным крестом и серебряной медалью за доблесть - второй по значению военной наградой
В 1919 году Хемингуей поворачивается домой к Соединенным Штатам в ореоли героя, одним из первых раненых, одним из першихнагороджених.
Если жизненная биография Хемингуея началась, в сущности говоря, в окопах на реке Пьяве, то его литературная биография берет свои истоки в Париже 20-х лет, где он поселяется после войны. Париж в те времена был Меккой модернизма. Писатели, поэты, художники со всего мира съезжались сюда, чтобы погрузиться в эту атмосферу, где разрушались бывшие ценности и создавались новые, рожденные XX столетием. В этот нуртуючий водоворот и погрузился молодой журналист, который твердо решил стать писателем
В Париже Хемингуей познакомился с такими знаковыми фигурами модернистской литературы, как Джеймс Джойс, Гертруда Стайн. Они были кумирами, незыблемыми авторитетами для молодых литераторов. Хемингуей прислушался к Гертруде Стайн, внимательно изучал опыт Джойса. Прислушался, изучал, но в своем творчестве искал собственный путь
В поисках этого собственного пути Хемингуею помогла большая российская реалистическая литература. Он открыл, по его словам, другой, чудесный мир, которые дарили российские писатели. "Проникнуть в самую суть явлений, понять последовательность фактов и действий, которые вызывают те или другие чувства, и так написать о данном явлении, чтобы это оставалось действенным и через год, и через десять лет...",- записи с дневника Хемингуея тех времен, которые дают возможность увидеть писательские намерения молодого начинающего литератора. Глубинному исследованию жизни, умению передать и закрепить истинные человеческие эмоции в произведении, так, чтобы читатель и через много лет испытал чувство сопереживания, он учился у российских писателей, прежде всего, в Доетоевського, Тургенева, Л. Толстого
Одновременно с поиском своего пути в литературе определялся и мировоззрение писателя, формировались его политические убеждения. Он много путешествовал в те года Европой: как корреспондент нескольких американских газет побывал в Германии, Швейцарии, Испании, Турции. В Италии он понял, что такое фашизм, и на всю жизнь возненавидел его. Для любого писателя важно определить свое место в мире. Хемингуею в этом помогла греко-турецкая война, откуда он в 1922 году как военный журналист посылал свои корреспонденции. Бывший фронтовик увидел войну совсем другими глазами, которое определило его общественную позицию: "писать беспощадную правду о жизни".
Дебютом в мире литературы для Хемингуея-Журналиста стал сборник "Три рассказа и десять стихов" (1923). С того времени он решает покончить с журналистикой, потому что, за личным признанием, "телеграфный стиль репортажа стал затягивать его".
Этапной в творчестве Хемингуея становится книга "В наше время" (1925) - сборник рассказов, объединенный общим замыслом И идейнотематическим направлением, а также особым стилем - лаконичным, сдержанным. Позднее подобный принцип организации текста автор определит как "принцип айсберга". Сборник "В наше время" интересный еще и тем, что в нем Хемингуей впервые задевает проблемы " утерянного поколения", гениально продленные в повести "Фиеста" (1926) и романе "Прощай, оружие!" (1929).
Последнее произведение принесло мировую славу и признание Хемингуею. Антивоенная проблематика подается автором в противопоставлении страхов войны и наилучшего человеческого чувства - любовь. Трагическая история любви лейтенанта Генри и медсестры Кетрин (Ромео и Джульетта эпохи Первой мировой войны) навсегда запоминается читателям. На общий тон романа, определение одного из него лейтмотивов - потеря всего дорогого и любимого, повлияли события личного жизни писателя (самоубийство отца и крайне опасные роды жены). В середине 1927 года Хемингуей во второй раз вступил в брак с Полиной Пфейфер - парижской журналисткой, американкой с Сент-Льюйса. Летом 1928 года (в самое разжигание работы над романом "Прощай, оружие!") она перенесла трудные роды. Ребенок родился путем кесаревого разреза. К счастью, выжили и иметь, и сын (но связанные с этим переживания отразились в романе и остались незабываемыми). Той же осени 1928 года в Ок-Душную наложил на себя руки его отец
Итогом раздумий писателя над событиями в Европе конца 30-х лет стали романы "Иметь и не иметь" (1937) и " По кому подзвин" (1940). Первый отобразил изменение в мировоззрении писателя, поиски преодоления одинокости и переход к социальной проблематике. Второй - величественное эпическое произведение, в котором автор из философских позиций осознает события войны в Испании. Новым для Хемингуея становится то, что в романе " По кому подзвин" главное место заняли не частные судьбы героев, а судьба героя: и революции
Во время Второй мировой войны Хемингуей создает на Кубе частное агентство по борьбе с фашистами. Вместе с друзьями на яхте "Пилар" патрулирует побережье: Атлантического океана в поисках немецких подводных лодок. В 1944 году принимает участие в освобождении Парижа. Активная борьба с фашизмом объединяется с журналистской деятельностью. Очерк" и репортажи военных времен вошли в книгу "Люда на войне" (1942). Во время войны Хемингуей также работает над книгой о море, которая так и не была закончена и вышла уже после него смерти ("Острова в океане" (1970)).
1952 год становится очередной: победой Хемингуея: он пишет итоговое произведение своей жизни - повесть "Старик и море". Это квинтэссенция раздумий и соображений писателя; о человеке и его месте во вселенной. Следующие два года становятся годами оказания почестей большого Хема дома (Пулитцеривська литературная премия (1953)) и признание его деятельности в мире (Нобелевская премия (1954)).
Следующие года своей жизни Хемингуей много странствует (Испания, Франция, Восточная Африка), но постоянно живет на Кубе - стране, которая стала для писателя новой родиной еще из времен Второй мировой войны
Последнему завершенным произведением большого Хемингуея; постоянная книга спогадав "Праздник, который всегда с тобой" (1960и, опубликованная 1964), что раскрывала своеобразную атмосферу художественного жизни Парижа 20-х годов
В последние годы жизни Хемингуей болеет, его преследует синдром смерти отца ( несколько раз он делает неудачные попытки покончить жизнь самоубийством, даже находится некоторое время в больнице). Выздоровевши, 1 июля 1961 года поворачивается домой в усадьбу Финка Вихия на Кубе, а утром 2 июля 1961 года, вставши рано, берет со своего многочисленного арсенала любимый карабин и сводит свои порахунки с жизням
"Старик и море"
Повесть "Старик и море", на первый взгляд, может сдаться очень простою, однако, вопреки небольшому объему, очень мостика, ее определяют как философскую притчу. Простая, непритязательная история старого рыбака Сантъяго становится обобщенной историей сложного пути человека на земле, которая ежедневно ведет бесконечную борьбу за существования, объединяя ее со старанием жить в ладу навколишнимсвитом.
Один из прототипов повести - рыбак Григорио Фуентес, который жил в присилку Кохимара, на Кубе. Однажды, когда рыбак и писатель плыли на шхуне, они встретили старика и мальчика, которые боролись с большим марлином. Эта встреча и стала толчком к созданию повести "Старик и море".
"Мне никогда не приходилось выбирать героев, скорше, герое выбирали меня. Как и много моих предшественников, я захватывался людьми сильными, которые подчиняют себе обстоятельства",- писал Е. Хемингуей.
Сюжет повести очень простой: старый рыбак Сантъяго, какой живое надголодь, выйдя в море, поймал самую большую рыбину за всю свою жизнь, такую большую, что не может затянуть ее к лодке и транспортирует за бортом. Акулы, которые услышали запах крови, понемногу объедают большую рыбину и, несмотря на сопротивление старого рыбака, полностью ее съедают. Лодка Сантъяго поворачивается к родному берегу лишь со скелетом рыбы, но на боку старика моральная победа, потому что он не покорился к самому концу
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
"В наше время" (1925), Фиеста" (1926), "Прощай, оружие!" (1929), "Иметь и не иметь" (1937), " По кому подзвин" (1940), "Старик и море" (1952), "Праздник, который всегда с тобой" (1960).
Биография писателя: Ернест Миллер Хемингуей
Комментариев нет:
Отправить комментарий