Вiдомий французский писатель Марсель Пруст является творцом жанра модернiстського психологiчного романа. Главным его творческим методом полагает iмпресiонiзм, но в центральном в него заделе романi “ В поисках утраченного времени”, что составляется с семы томiв, можно найти признаки применения iнших прийомiв, например, поэтического символiзму. Фiлософсько-Естетичнi взгляды Пруста частично спiвпада ють iз учением А. Бергсона, его свiтосприйняття грунтуеться на iнтуйтивiзмi, поэтому этот писатель изображает внутрiшне жизнь как “движение свiдомостi”, навiть простiр i время возникают в него произведениях чем-то субъективным. Марсель Пруст, обобщая собственный жизненный досвiд, старается висвiтлити недостовiрнiсть i вiдноснiсть представлений человека о себе, свiт i суспiльство, а также непевнiсть самого суспiльства. Вiн доходит вывода о нереальнiсть суспiльного жизнь, неможливiсть любовь i взаеморозумiння, ведь именно iснування человека, по его мнению, есть “ утраченным временем”, а единым реальным смыслом бытия - искусство
Вопрос: почему люди делают тi или iншi поступки, которые побуждает их совершать именно так, а не iнакше, - всегда было одним из главных для серьезных письменникiв. Кто-то объяснял дiй людей исключительно соцiальними факторами, кто-то - метафiзичними, кто-то - просто наявнiстю некоторых зовнiшнiх обстоятельств, кое-кто, в том числi i Пруст, искал вiдповiдi в самiй натурi человека, детально изображая усi найдрiбнiшi змiни залога душi и толчки ззовнi, что их вызвали. Во вставнiй относительно романа “ В поисках утраченного времени” повiстi “Любовь Сванна” рассмотрено чрезвычайно тонкий аналiз процесса зарождения i развития чувства любви
Любовь, драматичнiсть которого обусловлена не зовнiшнiми обстоятельство мы, а именно внутрiшнiми психологiчними факторами
Именно детальнiсть змалювання переходiв вiд одного залога душi к iншого делает почти невозможным попытки пересказать нiби простой сюжет повiстi: каждая деталь есть важной, каждую можно считать главной. Предыдущая жизнь героя - i его признанное мiсце в свiтi “салонiв”, попереднi отношения с жiнками, например то, что “все, что в этих взаимоотношениях нельзя было переносить с мiсця на мiсце или же обмiнювати на еще не спiзнану наслаждение, не взвешивало для него нiчого”, естетичнi и iншi убеждение - все отдельно и вместе предопределяло то, почему вiн влюбился в ограниченную мiщанку Одетту, создавши мысленно ее образ, который зовсiм не вiдповiдав реальному
Сначала Одетта не взыскивает на него положительного впечатления, потому что была “хорошей тiею красой, к которой вiн был равнодушный, которая не будила в нем никакой хотi и навiть вызвала некоторую фiзичну вiдразу”. Но, наскiльки вiдомо, первое впечатление есть именно iнтуйтивним, потому что по обыкновению возникает еще додiстання какой-то конкретной iнформацiй о лице, с которым спiлкуються. Из такого отношения Сванн начинает, этим, можно сказать, и закiнчуе, постигши в конце концов, которые: “…я спартолив кращi года моей жизни, я хотiв умереть лишь поэтому, что бессмысленно полюбил жiнку, которая менi не нравилась, жiнку не в моему стилi!”
Как это произошло? На прикладi сваннового любовь Пруст аналiзуе самое явление замiни в свiдомостi человека реального образа iншой лица воображаемому. В случае зi Сванном першопош товхом становится музыкальная фраза, которая случайно вызвала асоцiацiю с образом Одетти, что потiм доповнюеть сия наслоением iншого художественного образа зi фрески. Однако же i музыка, i Сепфора Ботiчеллi насправдi не имеют нiчого спiльного с особистiстю цiей жiнки. Сванн путает викликанi произведениями искусства вiдчуття с чувством зовсiм iншого плана i “скоро вiн оказался способным обгрунтувати его на незыблемых положениях своей эстетики”, а это обгрунтування (влияние умственного компоненту) в свою очередь пiдсилило iлюзiю закоханостi к истинному слiпого любовь. Гiрше того, вiн начинает свiдомо вiдкидати всю iншу iнформацiю об Одетту: “теперь вiн говорил собi, что для того, чтобы узнать человека, не надо учитывать мысль о ней свiту, i в доказательство своих слiв противопоставлял вигаданiй Одеттi Одетту заправскую, добрую, наивную, Одетту-Iдеалiстку, почти неспособную врать”. Тяжело утверждать, наскiльки достовiрними были представления о ней iнших людей, но зрозумiло, что Сванн насправдi тоже выгадал Одетту, ведь речь идет о зiткнення двух одинаково субъективных представлений об одну и ту же лице
Постепенно любовь к нее становится для Сванна цiлим жизням, один ее образ замiнюеться вторым, потiм третiм: вiн видит i “ Одетту-Иждивенку”, i “Одетту - копiю матерi”, но всi цi образа одинаково далекi вiд реальностi. Вiн старается порвать с ней, но не может, навiть дiзнаючись о найгiршi факты, которые любой нормальный человека в миг привели бы к понятливости. Неслучайно Пруст называл его любовь “болезненным”. Лишь пiсля бракосочетание - достижение насправдi iлюзорной цели - Сванн снова приобретает здатнiсть увидеть Одетту именно такой, какой она была, и это прозрiння становится его трагедiею: утраченное время уже не возвратить…
Повiсть “Любовь Сванна” таким образом есть нiби кратким варiантом представление главной iдей цiлого романа. Можно еще заметить, что в нiй прослеживаются и усi iншi особливостi творчостi этого писателя: стиль, аналiтичнi раздумья над змiною психологiчного залога героя, раскрытие психологiй с помощью “движения свiдомостi” и т.п. Итак цiлком уместно прозу Марселя Пруста считают одним из найпомiтнiших i найвидатнiших явлений свiтовой лiтератури.
Витонченiсть психологiчного аналiзу в “Коханнi Сванна” (iз романа “ В поисках утраченного времени” Марселя Пруста)
Комментариев нет:
Отправить комментарий