В истории каждой литературы есть книга, которые обозначают вехи восхождения культуры того или другого народа к духовным высотам человечества. В украинской литературе XX столетие такой книгой, бесспорно, есть "Собор" Олеся Гончара. Это произведение — остро проблематический, потому что затрагивает он многих болезненных вопросов, таких как экология, историческая связь поколений, карьеризм, но с особой силой звучит тема сохранения духовных святынь, без которых человек просто вырождается, никчемние, становится безотцовщиной. Роман пронизанный стремлениям ощутить и разоблачить наименьшие симптомы духовного обеднения, которое начало угрожать обществу
Название произведения довольно символическое: собор — это и реальное архитектурное сооружение, украшение рабочего поселка Зачиплянка, и символ моральной чистоты и красоты человека. Именно в отношении к собору раскрываются характеры главных героев, их внутренняя сущность. Вот, например, Николай Баглай — "чистый мыслями и непорочный действиями юноша". С его точки зрения, собор — это самая душа знаменитых предков, которая нашла свое ввичнення в удивительном сооружении. Поэтому й воспринимается собор, эта "гордая поэма казацкого зодчества", как увиразнення генетической эстафеты поколений, пониманием которой обязан проняться каждый современник. Завещанное и построенное нашими родителями и дедами принадлежит беречь, но как важно вместе с тем задумываться и над вопросом, который так волновало Николая Баглая: "А в чему же твоя душа ввичнить себя. Где они, поэмы твои?"
У каждого, кто живет в Зацеплянии, собор занимает значительное место в душе, конечно, если она не маленькая, "карманная", как писал О. Довженко, если она способная охватить все величие и красоту собора, не смотря на него истрепанные стены. Поэтому й вызывает такое негодование предложение Володьки Лебеды сделать из храма холодильник у Вируньки, жены Ивана Баглая, которая чистая в Своему ожидании, в своей верности, в своем стремлении жить (хоть и нелегко), оберегать прекрасное в себе самой и в своих знакомых, радоваться и другим радость дарить. Такая же реакция на эту "прогрессивную" идею была и у Шпачихи, зачиплянськой квартальной, которая, не смотря на тяжелую работу и суровую жизнь, все же сохранила человечность. Огонек прекрасного полыхает в ней даже в наитяжелейшие минуты: "Звиняй меня, Владимир, но не в тот бок ты думаешь".
Что же после того говорить об Єльку, которая возникает в романе символом чистоты, прекрасного, поэтического любви, человеком с большой, уязвимой душой, которая однако способна бороться за свое счастье. У нее собор вызывает увлечение, это для девушки что-то очень родное, близкое сердцу. Ощущение Єльки, вызванные им, очень похожие на мысли Николая Баглая. Именно с отношения к собору начинается единения йхнихдуш.
Не можем мы не вспомнить и Изота Лебеду — этого деда Нечуйвитра, славного старика металлурга. Кажется, что образ металлурга найтиснише связан с собором, который именно дед-философ найближче понимает душу этого сооружения. Составляется даже впечатления, что Нечуйвитер пришел к нам именно из тех далеких времен, когда было заложен этот храм: "Раменястий, сильный, будто исполин не-наших времен. Седой ус при светлые костры серебристо блистает улыбкой привета или насмешки. Запорожец живой! С шалашу! Из снов, из видений Большого Луга..." Мудрый, чуткий дед Нечуйвитер, словно духовное продолжение образа собора, внедренное в человеке. Поэтому такой боли наносит ему, а у нас вызывает удивление то, что сын славного труженика вырос таким никчемным. А может, в таких деталях и просматривает видвична трагедия бытия?
Володька Лебеда — просвещенный, умный, наблюдательный, находчивый, сообразительный и;., такой ниций, безобразный в своих стремлениях и мечтах, преисполненный разрушительной силы. У него свой бог — карьера. Который же это ужас, когда душа обвило равнодушие, а вместо того появилась теминь. И это в человеке, который родился и выросла на родной земле! Но даже у такого подонка собор вызывает какое-то потрясение: " Но красавец же, стервець". Понимая непривычность произведения искусства, Володька относится к нему, будто к личному врагу. Этот приверженец национального нивелирования хочет только одного — разрушить собор, чтобы не становился на помехе блестящей карьере "преобразователя" жизнь
Вместительный образ собора в романе является символом духовного начала, он также символизирует связь поколений, молчаливо судит нашу современность из позиции исторической памяти. Обозначает он и неповторимую, волшебную красоту искусства, силу совершенства и гармонии. Даже инопланетян поразили бы соборы своим "идеальным суголосом мысли и материала", "тайной своих пропорций", то же почему такие преступно равнодушные к своей истории и культуры самые земляне? Почему завелись у нас людци, подобный Володьке Лебеды, по вине которых множатся потребители жизни типа Таратут, Обручей и Эр, которые устроили в храме дикую оргию? Почему такие неравные силы в юнакив наподобие Николая Баглая, который становится на защиту собора? А потому, что разрушители храма — все мы (за некоторым исключением), потому что "разрушаем тем, что в стороне стоим... Разрушаем своим равнодушием". Весьма много мы совсем не замечаем в жизненной передряге, не замечаем, что в постоянной борьбе за лучшее материальное положение мы каждый раз теряем что-то человеческое, что-то такое, что уже никогда не позволит быть по-настоящему счастливыми. "Ну, а как станет по пуду сала на душе, как жиром ее зальем, то уже и счастье по венцы?" — самый такой вопрос ставит Олесь Гончар своймчитачам.
А ответ на этот вопрос дает учитель Фома Романович, который предостерегает: "Соборы душ своих берегите, друзья... Соборы душ!" Эти слова идут из самого сердца, поэтому они должны стать духовным завещанием для каждого з нас
Призыв писателя беречь соборы душ своих сегодня не просто актуальный — без этих соборов мы не сохраним, не выстроим своего государства, не сделаемся независимым народом сред иншихнародив.
Идея духовного богатства человека в романе "Собор" (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий