..Котится радужное лето барвинковой украинской землей... Щедрым обещается быть урожай этого года. Напоенный щедротами благословенной земли — земельки тугой золотистый колосья бринить - видзвонюе на семы ветрах оду земледельческим рукам... И радуется сердце земледельца, полнится его душа счастьем!
Наблюдая такую картину, я с уверенностью мог бы утверждать, что земля, еще и такая богатая, как наша, является передусим счастьем для своих доглядальникив. Вместе с тем, к сожалению, с искренней болью должен констатировать и другое: довольно часто земля же таки есть и источником несчастья для людей, залюбимых у нее. Итак сказать однозначно, что земля — это счастье, так же, как и несчастье земледельца, я бы побоялся. Слишком сложная и противоречивая связь между землей и земледельцем
В этом меня убеждают судьбы людей земли, широко и многогранно представленные в украинской литературе. Корифеи изящного словесности — Афанасий Мирный, Михаил Коцюбинский, Иван Франко, Леся Украинка, Андрей Головко, Александр Довженко и много других — отобразили складне, часто трагические, а часто преисполненные радости и утехи взаимоотношения человека и земли. Например, в романе Афанасия Мирного и Ивана Билика «Разве ревут волы, как ясли полные?» показана судьба украинского крестьянина, который через неправду хищных людей теряет землю и урешти губит свою жизнь. Не счастье родственного жизни на своем поле, а мыканье и мучение каторжанина судились Чипци Варениченку — главному герою произведения
Земля, как марево, поманила и Маланку Волик из повести «Fata morgana» Г. Коцюбинского. Так, к сожалению, только поманила, а потом предала, украв последние капли надежды к счастью, убив ее мужчины и односельчан, которые стремились земли и воле
Страшная трагедия братоубийства через землю стала основой повести Ольги Кобилянськой «Земля». Горько плачет старый отец ивоника Федорчук, пряча ночью любимого сына Михаила, во веки веков прощаясь из тем, что так любил землю и работу на ней. Проклятьем земли, которая определила несчастливую судьбу его и его детей, есть слова почерневшего Федорчука: «Не она для тебя, сынку, была, а ты для нее!»
Трагическая судьба героев драмы и. Франко «Украденное счастье» тоже вызванная землей. Чтобы не отдать грунт в приданое Анни, ее братья фабрикуют факт смерти нареченного сестры — солдата Михаила — в Боснии. У кого же украденное счастье? У Михаила, Анни или Николая? Во всихтрьох.
В украинской литературе XIX столетие обид земли возникает воплощением фатальной беды для человека, полнейшего зависимости земледельца от клочка земельного надела
По-новому раскрывается образ земли в украинской литературе XX столетие. В творчестве А. Головка, А. Малышко, О. Довженко человек становится не рабом земли, а ее хозяином. Счастливым, вдохновенным...
В поэме Андрея Малышко « Это было на рассвете» земля «...лежала горбунья, нуждающаяся, бессильная», и своей неутомимой творческой работой Евдокия Петровна — главная героиня произведения — «умыла потом ее и колосьями заколосила». Не страшно умирать Евдокии Петровне, потому что оставляет она на земле вечные следы:
Здесь Евдокия косила —
и лягут покосы
Здесь Евдокия пела —
и родится слово
Этот образ будто находит продолжение в обиде матери из повести О. Довженко «Очарованная Десна». Мамочка писателя так любила землю, так радовалась, когда из нее пробивалось полезное растение, которое ее трудная работа на черной судороге превращалась в поэзию
Сложным, противоречивым, многогранным есть образ земли в украинской литературе. И вопреки всему каждый художник лейтмотивом проводил мысль о животворности земли для украинской нации. Щасти тебе, моя земля! Пусть дородным урожаем колосятся твои развесистые мирные поля. Пусть не повторится трагическое и горькое 1930-х, 1950-х лет. Пусть лишь лучистое солнечное утро поздравляет тебя с надеждой и добром!
...Почти 20 лет уже независимое наше государство. Всеплодющая маты — земля в руках тех, кто знается на уходе за ней. Кажется, что именно теперь появились вимрияни Шевченко времена, когда « в селах в веселых и люди веселые». Ведь же таки: земля может и должны быть счастьем для земледельца. По меньшей мере, я верю в это. Итак пусть добро и счастье вырастают из земли для ее синив и дочерей. Зло же и несчастье «черной земли» пусть гибнут, потому что их корни не в земле, а в человеческой жадности и нечеловечности
Поддержите или опровергните мысль: «Земля — не счастье земледельца, а его несчастье»
Комментариев нет:
Отправить комментарий