О. С. Пушкина - не только рассказчик, автор романа, но и один из героев произведения. Это предоставляет описываемым событиям необыкновенную достоверность, заставляя читателя поверить в реальность персонажей романа, как реальный образ его авторо. Автор как персонаж предоставляет роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствующий на страницах романа во время всего рассказ, периодически появляется как действующее лицо описываемых событий. Автор - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения автора в событии романа органическая, творчески оправданная: не возбуждаясь ход сюжета, субъективный взгляд поэта позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнительных его явищдийсности.
Присутствие образа автора мы делаем замечание из самого начала романа, например, поэт подчеркивает типичность полученного Онегиным образования, более того, включает в эту социальную среда и себя
Пушкина всячески отстаивает свою, независимую от главного героя оценку событий, жизненных ценностей, противопоставляя пресыщению Онегина театром восхищения им, называя театр «волшебным краем», холодному отношению Онегина к баллам - свое отношение к ним: «Люблю я бешеную младость, и тесноту; и блеск, и радость, и дам обдуманная одежда…» Настроение поэта в начале романа игривое, ветреное, непостоянное. Он поклоняется женским ножкам, уподобляясь Онегину и всему пустому аристократическому обществу, которое выучило «науку страсти нежной», отплачивая дань юношеским забавам:
- Люблю ее, мой друг Ельвина, Под длинной скатертью столов, Весной на мураве лугов, Зимой на чугуне камина, На зеркальном паркете залов, У моря на граните скал. Автор здесь легкомысленный, целиком в духе «света пустого», типичный завсегдатай столичных баллов. Но сразу же надо опровержения: так, он не идеальный, затраты воспитания, среды, образа жизни петербургской аристократии и на него наложили отпечаток. И все-таки автор довольно сложный, неоднозначный, он вмещает в себе возле со светской бесцеремонностью глубину и утонченность чувств: Я помню море перед грозой: Как я завидовал волнам, Которые Бегут бурной стадом, С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Затронуть милые ноги устами!
Чтобы просветить его, понадобились грозовые молнии, а не свечи балльного зала, и под ноги любимой брошенный скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет. Поэт намного выше слабостей, поверхностных увлечений, внутренний мир его богатый, разный. Преодолевши привлекательность аристократического среды, автор поднялся над ней, освободившись от вульгарности, пустоты и однообразия светского образа жизни, и на этом грунту сошелся с Онегиным: Условий света снявши бремя, Как он, отставши от суеты, С ним подружился я в то время… Я был озлоблен, он пасмурный; Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обеих нас; В обеих сердцах жар угас…
Однако Пушкина неоднократно подчеркивает, что отождествлять его с Онегиным неуместно: правда, критическое восприятие действительности, протест против вульгарности, бездуховности, поиск общественных идеалов, стремление реализовать себя, чтобы не «смотреть на жизнь, как на обряд» очень сближает автора и Онегина
Автор шире, Онегина, он находит источник радости в том, его иронический Евгений может даже не заметить. У Онегина отсутствующее поэтическое восприятие мира, Пушкина и в часы сердечного одиночества подвергает испытанию полноту впечатлений, творческий подъем: Прошла любовь, появилась муза, И прояснился темный ум. Свободный, снова ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум; Пишу, и сердце не тоскует…
Ощущение таинства природы, ее гармонии и красоты, осознание благотворного влияния ее естественности и величие также отличает автора от Онегина: Цветы, любовь, село, праздность, Поля! Я отдан вам душой. Всегда я рад заметить - различие Между Онегиным и мной… Автор очень любит Татьяну, ее задумчивую мечтательность, глубину и постоянство чувств, напряженность душевного жизни - так, это его, , идеал женщины, он даже отождествляет ее со своей музой: И вот она в саду моему Появилась барышней уездной, Из печальной думой в глазах, Из французской книжкой в руках. Очень доброжелательно относится автор к романтически восхищенному Ленському, свободолюбивые настроения которого и вера в святость и всепобеждающую силу настоящей дружбы кажутся слепком юношеского портрета Пушкина. Но автор давно пережил период увлечения романтизмом, и теперь иронически подчеркивает высокопарность модного литературного течения, его оторванность виддийсности.
- Правда, к иронии подмешивается и горечь от бесповоротности времени: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья, И в поэтический бокал Воды я много пидмишав.
Просто и строго излагает автор свой художественный манифест: отражение жизни, ее повседневной прозы. Другие нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор… Образ автора, который возникает на страницах романа, - живой, ищущей, искренней, мечтательной и иронический, - интересный своеобразностью личности, оригинальностью взглядов, доброжелательностью к героям. Мы следим за него судьбой с неменьшим интересом, чем за судьбами главных геройвдобутку.
Образ автора в романе О. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Комментариев нет:
Отправить комментарий