четверг, 19 февраля 2015 г.

Сатира Шевченко


В период « трех лет» Шевченко написал еще один шедевр политической поэзии - послание «и мертвым, и живым…». Руководящей идеей это произведения являются изобличения крепостничества и либерализма. Посетив Украину, поэт-гражданин был поражен тем, что большинство так называемых «просвещенных» земляков ведут разговоры о народолюбство и в то же время беспощадно эксплуатируют «братьев невидящих хлебопашцев», людей «запрягают в тяжелые ярма». Кобзарь верит, что настанет время, когда народ поднимется на борьбу против угнетения и «потечет сториками кровь в синее море». А чтобы такого бедствия не произошло, поэт призывает угнетателей «быть людьми», «опомниться», по-настоящему полюбиться народ


Художника приводит в негодование, что помещики щеголяют своим происхождением от казацкой старшини, богатством, которое представляло собой «дедами краденное добро». Ведь кровь за волю проливало низовое казачество, а достижениями отчаянной борьбы пользовалась козацко-старшинская верхушка


Как истинный патриот, Шевченко осуждает ползание перед всем иностранным, его приводят в негодование господа-безотцовщины, которые не знают ни истории своего края, ни родного языка. Поэт считает своим долгом напомнить о том, что « кто мать забывает, того Бог наказывает». Идея любви к Украине - одна из руководящих в послании. Поэтому поэт чистосердечно уговаривает «полюбиться искренним сердцем» свою страну, родной язык, заботиться о развитии отечественной культуры


    Как послания ко всему украинскому народу воспринимаются строки: и чужому учите, Й своего не сторонитесь.

Послание «и мертвым, и живым…» помогает осознать, какими должны быть истинные патриоты, как они должны любить « наименьшего брата», служить ему, родине, заботиться о ее свободе, расцвете, чтобы «ожившая добрая слава, слава Украины».


Шевченко вболивав не только за судьбу Украины, он сочувствовал всем угнетенным народам царской России. Об этом красноречиво свидетельствует его сатирическая поэма «Кавказ». Главный мотив произведения - осуждение колониальной политики царизма на Кавказе, прославление борцов за свободу. Поэма была напечатана еще при жизни поэта в бесцензурном издании «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко». Поэт прибегает к сарказму, разоблачая захватническую политику российского самодержавия. Царей он ставит в один ряд с «хортами, и гончими, и псарями», насмешливо называет «милостивий мы». И прибегает к изображению этих «милостей», которые превратили царскую Россию в «тюрьму народов», заставляли проливать кровь «людей муштрованных». Шевченко осуждает царизм за потери, страдание, которые несла народу война, ведь слез «не реки - море разлилось». С огромной художественной силой разоблачает художник царских прислужников, подчеркивает их лицемерие; высмеивает царские законы, которые защищали интересы господствующей верхушки. Шевченко показывает реакционную роль церкви, подает целый перечень преступлений царизма, освященных религией. Писателя приводит в негодование, что церковники молятся «за кражу, за войну, за кровь». Гневно осуждая самодержавие, крепостничество, лицемерие церкви, Шевченко сочувствует порабощенным, воспевает патриотизм, мужество горцев. Призывает не повиноваться захватчикам: «Боритеся - поборете!» Образом благородного мученика Прометея художник подчеркивает бессмертие народа-борца, судьбу горцев объединяет с судьбой родного народа. Поэт уверен в том, что «не умирает душа наша», оптимистически звучит пророчество Кобзаря: «Встанет правда! Встанет воля!»


Шевченко призывает народы приобретать свободу, объединять свои силы в борьбе против общего врага. В него произведениях неоднократно звучали призывы к единению славянских народов. Так, в поэме «Еретик» поэт высказывает свое заветное желание, «чтобы все словъяне стали добрыми братьями и сыновьями солнца правды». Это произведение посвящено чешскому ученому-слависту П. Шафарику, который своей деятельностью содействовал укреплению дружбы и единства славян. В поэме «Еретик» Шевченко воспевает освободительную борьбу чешского народа против Ватикана и немецких феодалов-завоевателей, которые были одвичними врагами славянских народов. Сам автор в письмах к П. Кулиша называл поэму «Иван Гус» и «Ян Гус». Знаменательно, что это первый произведение, в котором Тарас Шевченко тематически вышел за пределы изображения жизни Украины и России


Ян Гус - национальный герой чешского народа. Религиозный писатель, проповедник, профессор и ректор Пражского университета, он в своих проповедях разоблачал Ватикан, требовал лишить церковь земельных имений, запретить торговлю буллами (грамотами, которые «отпускали» грехи), осуждал лицемерие духовенства и «немоты», ведь следствием их преступных действий были «кровь, пожары, все зла на миру, войни, распри, адских мучений бескрайний ряд».


Шевченко воссоздает вдохновенный образ благородного народного заместителя. Подчеркивает такие черты героя, как непримиримость к «разбойникам и людоедам», решительность и бесстрашие. Писатель сравнивает грозного борца с «кедром среди поля ливанського», этот величественный герой смотрит на своих врагов «орлими глазами». Он даже перед пламенем «не встрепенулся», к последним минутам своей жизни остался мужественном, отданным своему народе. Ведь обеспокоенные деятельностью Яна Гуса монахи пригласили его на собор в Констанце, а там коварно арестовали и осудили к сожжению, признавши народного заместителя еретиком. Шевченко противопоставляет героическому образа борца сатирический сборный образ представителей католической церкви и феодальной власти. Так, папа римский - «монах отъевшийся», монахе - «зашипили, будто гадюки». Они сожгли Яна Гуса, и дело, за которое он отдал жизнь, принесла герою бессмертия. Его гибель вызвала среди чехов волнения, которые переросли в «гуситские войны». В поэме «Еретик» Шевченко прославляет антифеодальное, национально-освободительное движение, воспевает мужественных борцов за интересы народа, призывает славян к братскому единству


В период « трех лет», как и на протяжении всего творчества, Шевченко продолжает разрабатывать тему женского бесталанности в условиях самодержавно-крепостнического порядка. Трагизм судьбы матери с огромным сочувствием, проникновенностью в психологию женщины передает Кобзарь в поэме «Наймичка». Героиню это произведения Анну постигло такое же горе, как и бесталанную Екатерину. Но она находит в себе силы выжить ради ребенка. Своего сына Анна подбрасывает бездетным хуторянам, а самая идет к ним в батрачество. Драматизм положения женщины заключается в том, что, находясь рядом с сыном, она лишена полного счастья материнства, ведь ее ребенок внебрачный. Поэтому наймичка на протяжении всего жизнь старательно скрывает, что Марк - ее сын. И это в то время, когда вся ее душа преисполнена глубоким чувством любви к сыну, заботой о нем. В поэме много ласковых слов, которые помогают передать тепло материнской любви: «головоньку его смоет»; «сорочечку белую что день Божий надевает». Сила материнского чувства этой женщины настолько большая, что согревает всю семью. Когда наймичка идет в Киев молиться, то семья ощущает такая печаль, «будто мать покинула дом». Забота о сыне не позволяет Анне согласиться быть даже посаженной матерью на него свадьбе. С глубоким сочувствием передал поэт трагедию женщины, которая «наказывалась весь возраст в чужом доме» и лишь перед смертью решилась признаться синови в своем материнстве


и. Франко подчеркивал, что поэма «Наймичка» принадлежит к наивысшим достижениям реалистического искусства и « должен считаться за наилучший показ большой гениальности Шевченко» .


Последнем в альбоме «Три лета» записанный стих «Завещание». Шевченко думал о своем народе, о его трагическую судьбу даже в наитяжелейшие минуты жизни. Работая в археографической комиссии и путешествуя по Украине, в Переяславе поэт тяжело заболел. Вконец трудный физический залог вызвал написание произведения-обращение к современникам и потомков. Тарас Григорьевич высказал последнюю свою волю. «Завещание» Кобзаря - это лирическое произведение, в котором художник, как истинный гражданин, высказывает пожелание общественно-политического направления


Перед духовными глазами поэта возникает «Вкрайна милая», «степь широкая», обрисовываются «поля широкополые», «Днепр и кручи». Все эти образа природы родного края согреты любовью художника. Он высказывает заветное желание: не разводиться с родным краем и после своей смерти, быть похороненным на земле своих родителей и дедов. Из этого небольшого по объему стиха возникает «вся Украина, огрита большой любовью поэта» .


Кобзарь виднеется о том, что в будущем украинский народ будет жить счастливой «новой» семьей, ведь она будет «вольною». Но за счастливое будущее надо бороться, поэтому художник обращается к народу с призывами восстать на борьбу, «кандалы порвать». Главная мысль поэзии - это пылкий призыв к свержению эксплуататорского порядка и построения новой свободной семьи счастливых народов. «Завещание» - программное произведение художника-гражданина, яркое свидетельство неотделимости поетового «я» от народа, от того общественного дела, которого служил Кобзарь на протяжении всего своей жизни. Такое поэтического завещания, с которым художник обращается к современникам и грядущих поколений родного народа, еще не знала мировая поэзия



Сатира Шевченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий