среда, 4 февраля 2015 г.

Изображение жизни украинцев в повести и. Нечуя-Левицкого "Кайдашева семья"

и. Нечуй-Левицкий - классик украинской литературы, выдающийся прозаик-реалист второй половины XIX столетие. Он создал ряд высокохудожественных рассказов и повестей, в которых отобразил тяжелую жизнь украинского народа дореформенного и пореформенного времени. Одним из таких выдающихся произведений писателя есть его социально-бытовая повесть "Кайдашева семья". В ней и. Нечуй-Левицьким мастерски использованное богатейшее народное творчество, в частности обряды, пословица, поговорки, народные анекдоты, воспроизведенные лучшие черты простихлюдей.


В повисти воспроизведено типичные картины жизни крестьянской семьи Омелька Кайдаша. Это темная, затурканная крестьянская семья, частнособственническая психология членов которой приводит к повседневным ссорам и распрям


В основу повести автор положил жизнь одной крестьянской семьи. Прототипом семьи Кайдашив постоянная семья крестьян Мазурив, известных своими потасовками и передрягами, однако в художественных образах Кайдашив просматривает широко обобщенная писателем трагедия жизни тогдашнего села вообще.


Лучшие черты простых людей не заслоняли от наблюдательного глазу писателя и того отвратительного, что было рождено действительностью пореформенного времени. Из комических сцен жизни семьи Кайдашив вырастает реалистическая и вместе с тем трагическая за своей сутью картина жизни украинского крестьянства - темного, забитого возрастами барщины, разъединенного новыми буржуазными порядками


Автор сумел создать реалистические образа героев повести двух поколений семьи Кайдашив, наделивши их типичными чертами характера дрибнихвласникив.


Вот Омелько Кайдаш - темный, затурканный крестьянин. Тяжелая работа, лихая барщина подорвали его силы, истощили его. У него "здоровые жилистые руки, широкое лицо было худощавое и бледное, будто лицо у монаха". Это заботливый, трудолюбивый крестьянин, который никогда не сидит без дела, что-то всегда мастерит, чем-то занимается. От своих сыновей он также требует трудолюбия. Но тяжелая жизнь сделала его злым, нервным, сварливым и суеверным. Из времени бракосочетания сынов для старого Кайдаша наступает еще наиболее тяжелая жизнь. Он постепенно теряет родительскую власть над сыновьями: Карп и Лаврин перестают его слушаться, стараются заграбастать все хозяйство и по-своему вести хозяйство. Карп даже поднимает руку на отца. Кайдаш спивается к сумасшествию и умирает. Так прошла печальная безрадостная жизнь Омелька Кайдаша. и. Нечуй-Левицкий сочувствует его недоле. Иногда он смеется из неразумных поступков своего героя, из него семейных "войн", но сквозь этот горький смех просматривает печаль


Не менее яркий, колоритный и образ жены Омелька - Маруси Кайдашихи. Это сварливая, бездушная женщина. Замолоду она служила горничной в господ. "Она долго терлась круг господ и набралась от них немного панства". Кайдашиха л пренебрежением относится к более бедный одам себя, любит выхваляться, что ее уважают господа и попы. Однако есть в ней и положительное. Маруся трудолюбивая, заботливая хозяйка, любящий иметь, но сварливая и деспотическая. Частная собственность опустошила ее морально, сделала жестокой. Бездушность и лицемерие Кайдашихи были причиной частых конфликтов и разладов в семье. Враждуя с невестками, Кайдашиха каждый раз попадается в смешное и одновременно в трагическое положение. Писатель высмеивает некоторые поступки Кайдашихи, но вместе с тем и сочувствует ей. За юмористическим изображением хлопот героини видно печальная жизнь ограниченной женщины, которая становится истинным посмешищем в собственной семье


Образа молодого поколения семьи Кайдашив обрисованы также в обиходно-юмористическом плане. Кайдашенки и их жены - индивидуалисты, которые живут своими эгоистическими интересами. Это морально обнищавшие люди, которые через свои бесконечные ссоры теряют чувство достоинства


Карп, который вырос в условиях темноты и бескультурье, был грубым, неласковым, сердитым. " Его нахмуренное, желтоватое лицо не рассветало даже тогда, как губы осмихалися".


Своим характером Лаврин отличается от старшего брата. У него привлекательная внешность: "Лавринове молодое продолговатое лицо было румяное. Веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково". Лаврин веселый, шутливый. У него лирическая душа, его влечет все нежное, хороше. Он уважает людей, захватывается красотой природы, играет на свирели. Но эти его добрые задатки разрушает неумолимая действительность, убивая все лучше всего в человеке. В конце концов и Лаврин становится безсердечнимегойстом.


Замолоду в братьев были разные характеры и вкусы. их соединяло только стремление к собственному хозяйству. Женившись, Карп хочет жить в своей, дому, иметь свое хозяйство, ни от кого не зависеть. Многочисленные ссоры и потасовки принуждают старого Кайдаша отделить сына: он дает ему пару волов, телеги и часть поля. Но и это не спасло семью от распрей. Это кабан, то конь, то вбитый петух становились причиной для новых вспышек вражды между родней. Последняя неумолимая "война" Карпа с братом разгорелась через грушу, которая принадлежала Лавринови, но во время деления садика отошла к Карпу. Каждый из братьев доказывал свои права на грушу, которая начала густо родить. их не могли рассудить ни волость, ни поп. Жадность к выгоды была препятствием к согласию


Одним из найдовершениших образов повести "Кайдашева семья" есть образ Мотри - старшей невестки Кайдашив. Ввзяши брак, Мотря погрузилась в тяжелые будние жизни Кайдашевой семьи. Злая свекровь свалила на нее всю работу, постоянно поучала невестку. Ежедневная грызня, потасовки сделали Мотрю злой, сварливой, эгоистической женщиной. Кроме свекрови, Мотря возненавидела и Мелашку - жену Лаврина. Она пренебрегала ее, била Мелашчиних детей. Лютость ее не имела границ. В одном из " домашних боев" за разбитый кувшин Мотря выкалывает свекрови глаз. Но она не проникается, а радуется через свой поступок


С самой большой симпатией изображает писатель обид Мелашки. Она была искренняя, тихая, кроткая, красивая, из природы чувствительная. Мелашка долго не принимала участие в ссорах и разных родственных конфликтах, тяжело переживала родственный беспорядок. Пойдя на прощу к Киеву, она даже решила не поворачиваться больше к Кайдашевого ада. Но ее нашли и привели домой. И постепенно и Мелашка втягивается в ссоры и потасовки. Вместе со всеми воюет она то за петуха, то за коня, поросенок, а в конце концов и за грушу. И в этих стычках за изобретательностью и злостью уже не уступает Кайдашам.


Изображая жизнь крестьянской семьи Кайдашив, автор показал, как ядовито влияет на человека мелкособственническая среда, как оно убивает в ней лучшие людские черты


Повесть "Кайдашева семья" заканчивается примирением двух семей. Засохшая груша, которая вызвала столько неприятностей, ссор и даже потасовок. " В обеих усадьбах настала мирнота и тишина". Но мы понимаем: это ненадолго, потому что маловато земли, нужда денег снова станут причиной новых ссор. И возникают они через безысходность положения крестьян - бедных, почти нищих


Повесть и. Нечуй-Левицького "Кайдашева семья" - высокохудожественное произведение, в котором правдиво показана жизни украинского села второй половины XIX столетие. Она занимает выдающееся место в украинской классической и мировой литературе как образец реалистического произведения



Изображение жизни украинцев в повести и. Нечуя-Левицкого "Кайдашева семья"

Комментариев нет:

Отправить комментарий