четверг, 5 февраля 2015 г.

“Мысль народная” как основа художественного содержания романа-эпопеи “Война и мир”


В 1869 году из-под пэра Л. Н. Толстого вышло один из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея “Война и мир”. По словам и. С. Тургенева, “ничего лучшего у нас никогда не было написано никем”. “Чтобы произведение было хорошему, надо любить в нем главную, основную мысль. В “Войне и миру” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года”, - говорил Лев Толстой. Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, который поднялся в 1812 году на защиту Родины и разгромил в освободительной войне огромную вражескую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем. В романе больше ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Самые важные события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: “Отчего мы под Аустерлицем проиграли бой?.. Нам там ничего было биться: скорее хотелось пойти из поля боя”.


Война 1812 года не была похожа на другие войны, “Из времени пожара Смоленска началась война, которая не подходит ни под какие бывшие пересказы”, - писал Толстой. Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в границе России и направились к ее центру - Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые российские люди - крестьяне Карп и Влас, старостиха Василина, купец Ферапонтив, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, делают ей сопротивление. Чувство любви к Родины охватило все слоя населения


Толстой говорит, что “ для российских людей не могло быть вопрос, хорошо или неважно будет под управлением французов”. Едут из Москвы Ростовы, отдавши подведение раненным и оставивши на произвол судьбы свой дом; оставляет родное гнездо Богучару княжна Марля Болконська. Переодетый в простое платье граф Пъер Безухов вооружается и остается в Москве, имея намерение убить Наполеона. Но отвратительные отдельные представители общества, которые в дне всенародного несчастья действовали в эгоистических, корыстных целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: “Те же были выходы, баллы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги”. Патриотизм московских аристократов состоял в том, что они вместо французских блюд ели россияне, а за французские слова назначали штраф. Гневно разоблачает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, через свою заносчивость и трусливость не сумело организовать пополнение для героически, что боролась армии, Кутузова. С возмущением рассказывает писатель о карьеристах - иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и “приехали нас учить - знаменитые учителя!” Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, которые желают только одного: “… самых больших для себя выгод и удовлетворений… Трутневе население армии”. К числу таких людей относятся Несвицький, Друбецкьой, Берг, Церквей и других


С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей. Патриотические чувства, которые охватили россиян, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконський справедливо заметил, что россияне солдаты “в первый раз бились там за Российскую землю”, что в войсках был такой дух, которого никогда он (Болконський) не видел, что россияне воины “два дня. отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы”. Еще более полно “мысль народная” ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или жаждущий понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Маръя, Пъер и князь Андрей - все те, кого можно назвать “россиянами душой”.


Человеком, который воплотил в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - в самом деле народный полководец. Таким, что выражает нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время обзора под Брауну и во время Аустерлицького боя, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. “Кутузов, - пишет Толстой, - всем российским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый российский солдат”. Кутузов для России - свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены до одной цели - очищению родной земли от захватчиков. “Тяжело представить себе цель, больше достойную и больше совпадающую с волей всего народа”, - говорит писатель. От лица народа Кутузов отвергает предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинский бой есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанськихдий.


Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает “чрезвычайная сила проникновения в содержание явлений, которые происходят, а источник ее лежит в народном чувстве, что он носил в себе во всей своей чистоте и силе”. Только признание в нем этого чувство заставило народ выбрать его против воли властвуя главнокомандующим российской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, из которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их. И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Родину. Потрясают своей моральной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает чрезвычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии подвергали испытанию в Бородинском бое “чувство ужаса перед врагом, который, потерявши половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале боя”. С большим знанием дела описывает Толстой сливные действия российских партизан и их командиров - Денисова и До-лоховая. В центре рассказа о партизанской войне - образа Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты российского народа, и Платона Караваева, который персонифицирует “все российское, народное, круглое, хорошо”. Толстой пишет: “…благо того народа, который в минуту испытания… с простотой и легкостью поднимает первый дубина, которая попалась, и до тех пор, пока в душе его чувства обиды и мести не заменятся презрением и жалостью”.


Кульминационным моментом Отечественной войны появилась Бородинская битва Если при описании боев, которые происходили на чужой территории (Аустерлицьке), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей. Мужественное сопротивление российских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, который еще не знал поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, потому что вместо ожидаемой вести о бегстве врага когда-то стройные колоны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными гурьбами. Наполеон натыкался на массу вбитых и раненных солдат и подвергал испытанию ужас. Размышляя об итогах и значении Бородинского боя, Толстой говорит, что россияне одержали моральную победу над войсками Наполеона. Моральная сила французской атакующей армии была изможденная. “Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на посошках, называемых флагами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа моральная, та, которая убеждает противника в моральном преимуществе своего врага и в своем бессилии, была добытая россиянами под Бородином”.


Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на результат военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны российского народа война была национально-освободительной. Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иностранных захватчиков. Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о больших событиях прошлого, о войне и миру из позиции народных интересов. А это и есть и “мысль народная”, что любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и какая просветила немеркнущим светом его гениальное образование



“Мысль народная” как основа художественного содержания романа-эпопеи “Война и мир”

Комментариев нет:

Отправить комментарий