Наверное, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из наиболее острых тем в российской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека настолько же необходимой, как воздух, пища, любовь
То трудное время, которое мы видим сквозь призму романа «Мастер и Маргарита», на первый взгляд не так уже и страшно для героев произведения. Однако, знавая историю, мы понимаем, что тридцатые - сороковые года нашего столетия - одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшные они прежде всего тем, что в то время жестко подавлялись самое понятия духовной свободы
По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода - это награда за те трудности и злоключения, которые тот или другой персонаж перенес В жизни
На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство длинными месячными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина - искупление - свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие мучения, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, «рано утром четырнадцатого числа весеннего месяца Ниссана …» За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяния и одинокости, полных сожаления о прерванном тогда разговору с иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по месячной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он грезил длинные 2000 годов
Один из слуг, которые представляют свиту Воланда, также проходит через все три стадий на пути к свободы. В ночь прощания шутник, задирака и балагур, неутомимый Коровъев-Фагот превращается в « темно-фиолетового рыцаря с пасмурным и никогда не улыбающимся лицом». По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, составивши каламбур о свете и тьме. Теперь он свободный и может следовать туда, где он нужен, где его ждут
Писатель создавал свои роман болезненно, на протяжении 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые разделы и снова создавал. В этом было отчаяние - ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отображение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев - Мастером
Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, а и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тягости и злоключения, связанные с написанием романа, за талант, за душа, за любовь. И в ночь прощения он ощутил, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер находит вечный приют, который отвечает его таланту, который приходится к душе и ему, и его спутницы Маргарите
Однако свобода в романе дарится только тем, кто осознанно ее нуждается в. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа «Мастер и Маргарита», хотя и хотят к свободы, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем свое духовного развития, своими моральными и жизненными нуждами
Автору не интересный внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воспроизведения той атмосферы, в которой творив Мастер и куда грозой оторвался Воланд со своей свитой. Жажда духовной свободы в этих «испорченных квартирному вопросом» москвичей атрофированная, они хотят лишь к свободы материальной, свободу выбора одежды, ресторана, возлюбленные, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь миськихобивателив.
Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет оказать человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представления вместе сорвал маски из людей, которые сидят в зале для зрителей. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди есть свободные в тому своему изолированному миру, в котором они живут. Другого им не нужна. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует
Наверное, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, есть Маргарита
Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита - женщина непересекающаяся, талантливая - способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творение. Чувство, имя которого - любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужчины. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него пойти, ей надо лишь объясниться, потому что так делают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готовая бороться с чем угодно ради свободы для двух - себя и Мастера. Ее не пугает даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверенная, что с Мастером она не разведется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости
В связи с темой свободы нельзя не вспомнить и еще одного героя романа - Ивана Бездомного. В начале романа этот человек - прекрасный образец человека, несвободного от идеолого гии, от навеянная ему истин. Верить во вранье удобно - но это ведет к потери духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться - а это начало поиска свободы. С клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он вышел на свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их
Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия - линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущий найти свободу и покой
Проблема поиска свободы, стремление к независимости рядом с темой любви есть главной в бессмертном роме не М. А. Булгакова. И именно поэтому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, романа «Мастер и Маргарита» судилась длинная жизнь
Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Комментариев нет:
Отправить комментарий