ГиЙОМ АПОЛЛИНЕР
(1880-1918)
В начале XX столетие французская поэзия начала расширять круг своих художественных поисков. Гийом Аполлинер, как в фокусе, собрал художественные импульсы, которые шли с прошлого, и во многом определило развитие французской поэзии на десятилетие вперед.
Истинное имя поэта - Вильгельм Аполинарий Костровицький. Родился он в Риме в 1880 году, его родными языками были польская та итальянская, а французскую он овладел в монастырских школах на юге Франции. Творчество Аполлинера опиралось на традиции французского фольклора, поэзию Ф. Вийона и лирику времена Возрождения. Поэт являлся сторонником творчества французских романтиков, а также поэтов границы столетий - П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.
Творческий дебют Г. Аполлинера состоялся в начале столетия. Его первые, довольно традиционные поэтические попытки ("Рейнские стихи") были навеянные любовными увлечениями во время странствия Германией в 1901 -1902 годах. Связь с романтической и символистской традицией здесь усиливается глубоким эмоциональным восприятием немецкого фольклора и образов романтической поэзии, усвоением тем и ритмов немецкой народной песни ("Звоны", "Ночь на Рейне"). Ощущаются в творчестве Аполлинера и славянские источники, которым поэт всегда придавал большое значение. Используя образ Лорелей, созданный К. Брентано и подхваченный другими немецкими романтиками, в том числе Г. Гейне, поэт усиливает его выразительность, драматизирует стих, предоставляет ему динамизма
В дальнейшем традиционность все больше вытесняется поэтическими новациями: конкретностью непосредственного выражения, прозайзациею стиха, разговорным ритмом, отсутствием разделительных знаков. Аполлинер совершенно овладевает верлибр (свободный стих) - систему стихосложения, которая появилась в французской поэзии в конце XIX столетие. Верлибр лишен обычных признаков поэтического произведения: рымы, сурового ритма и деления на строфы. Для верлибра характерные строки разной длины, разные дво - и трехсложные стопы; ритм может иметь перебои
Имя Аполлинера исследователи связывают с кубизмом в литературе, иногда объединяя это явление с литературным футуризмом и называя кубофутуризмом. В творчестве Аполлинера оказались присущий кубизму особенности, и, прежде всего, симультанизм ( от фр. simultaine - "одновременный") - склонность к одновременному изображению в одной плоскости разнородных объектов, отдаленных, не связанных между собой образов, мотивов, переживаний и впечатлений. Наследуя поэтов конца прошлого столетия, Аполлинер считал, что магистральный путь развития приводит к созданию синтеза искусств - музыки, живописи и литературы
К своей первой большому поэтическому сборнику "Алкоголи. Стихи 1898-1913 pp." (1913) Аполлинер включил стихи, созданные в разные времена, в том числе "рейнские". Свободные стихи здесь стоят возле со стихами с традиционными размерами. На время издания сборники Аполлинер совсем отказался от пунктуации как средства регулирования ритма стиха. Поэт считал, что читатель имеет сам ощутить ритм, эмоциональную выразительность стиха и создать его синтаксический и интонационный рисунок
Сначала Аполлинер хотел назвать сборник "Вода жизни". Но изменение названия на "Алкоголе" делала поэта словно наследником темы опьянения, развитой Ш. Бодлером и А. Рембо. В контексте поэзии Аполлинера алкоголь объединяется с огнем и прометейвським началом ("и жизнь будто спирт пламенный ты пьешь"). Виднейшими в сборнике есть стихи "Зона", "Мост Мирабо", "Кортеж", "Путешественник". Лиричность в них объединяется со стремлением к сюжетности, к широкому охвату современных проблем, богатства тем
Сборник приоткрывается стихом "Зона" (1912), образцом аполлинеривського " нового лиризма". В французском языке слово "зона" имеет дополнительное значение - так носят название городские окраины, которые кольцом окружают центральную часть Парижа. Парижская "зона" выступает как воплощения нового индустриального города, нового жизни вообще. Свои чувства и переживания Аполлинер изображает на фоне панорамы общественной жизни современной Европы. "Зона" написанная как свободный, иногда иронический диалог поэта с самым собой; сюда же встроенные, будто кадры кинохроники, самые важные события его жизнь
Поэтическая свобода реализуется в стихе как на уровне содержанию - поэт бросает вызов старому миру, идеалам прошлого, так и на уровне формы - он выражает себя в абсолютно свободном стихе: "Старина надоедливая нам беспредельно / Ты слышишь блеют мосты пастушка Эйфелева вежо / В печенях сидят античная Греция и Рим /Автомобиль и тот кажется здесь староватым" ("Зона").
Кажется, что поэт пишет на ходу, во время прогулки, и его творческая лаборатория - на городских улицах. Неуклюжий, дисгармоничный, "некрасивый" стих нельзя отнести к определенному жанру. Он написанный под впечатлением неудачного любви и представляет собой исповедь, откровенную картину страдания и одинокости. Впрочем, автор, будто наблюдая за собой извне, видит уже героя эпического, следит за него поступками, за него движением. Лирическое "я" превращается в "ты". В основе композиции " Зоны" - принцип симультанизму. В сплошном потоке, этого мига, на этой странице возникают события, которые происходили в разное время и в разных местах. Для Аполлинера такая концентрация времени и просторную - образ создания широкой панорамы города и Вселенной. Поэт собирает на своем пути все приметы новой реальности: автомобили, самолеты, рекламу и, конечно, Эйфелеву башню - этот символ технического прогресса, и вместе с тем подчеркивает фрагментарность поэтического сказа: "Ты идешь по Парижу", "А вот ты в заезде на окраине Праги...", "Вот ты уже в Марселе...", "Вот ты в Амстердаме..." - именно так к стиху вводятся разные "эпизоды".
Резкие пространственные прыжки, сопоставления обычно незиставлюваних явлений - все это создает эффект, близкий к тем, которыми в скором времени прославятся сюрреалисты. Приподнятое и приземленное, поэтическое и прозаичное оказываются возле, в одной плоскости
Постепенно составляется эстетичная программа того искусства, которое Аполлинер определил сроком "сюрреализм" (буквально - " над-реализм"). Впервые это слово прозвучало в мае 1917 года. Литературное течение, которое в дальнейшем примет на себя это название, исполнила его уже другим содержанием. Для Аполлинера же "сюрреализм" - прежде всего, образ познания реальности, а не мечтание или сон, причем познание более глубокого, чем дает возможность простое воспроизведение жизни
Что же из этой программы было воплощено самым поэтом? Прежде всего, в него поэзии ощутимая такая же мощная, как и в манифестах,, уверенность, что человечество - на пороге новой эры: "Идет время новейших магий /и скоро скоро мы побачим / Миллионы чудес миллиарды чудес / Которые и не снились мифотворцам / Старых вигадливихвикив.
Лирический эпос Аполлинера естественно передается с помощью свободного стиха: этого требует и фрагментарность избранных деталей, и перенесение внимания из отдельных моментов личной судьбы на событии всемирного значения. Могущественный прогресс истории, чрезвычайное величие и разнообразие событий этого столетие - войн, революций, технических переворотов - все это становится объектом поэзии и, в свою очередь, требует особой формы изображения, такой же разнообразной. В таких произведениях, как "Зона" "Вандемъер", "ЕСТЬ", "Кортеж", "Музыка из Сен-Мерри", "Путешественник" найденные действительно новые эпические решения, когда с простого, "наивного" перечня "того, что есть" ("есть вражеская подводная лодка... есть тысяча елок вокруг обчухраних оскиллям... есть там и сям отдельные кресты... есть длинные гибкие руки моей возлюбленной... есть чернильница сделанная мной с гильзы...") рождается объемная картина людской судьбы. Позднее аполлинеривський принцип объединения " мгновенных вспышек" действительности изберут Л. Арагон и П. Елюар, Ю. Тувим и П. Неруда.
Но Аполлинер склонен не только к эпическому взгляду на действительность, он - один из ярчайших, найвишуканиших лириков XX столетие. "Рейнская осень" (1901), "Звоны" (1902), "Лорелея" (1904), "Цыганка" (1907), "Мост Мирабо" (1912), "Мария" (1912), "Отели" (1913), " Если бы моя власть" (1916), цикл "Жизнь посвятить любви" (1917) написанные совсем по-другому, чем "Зона" или "Кортеж". Элегическая просветленность, задумчивая философичнисть, свежесть непосредственного чувства, музичнисть - так поэт продолжает богатую традицию французской лирики и прибавляет к нее новых красок: "Под мостом Мирабо струмуе Сена / Так и любовь / Бежит у тебя и у меня / Кручина и утеха крутнява неистовая" ("Мост Мирабо").
В 1914 году началась Первая мировая война. Аполлинер отправился на фронт добровольцем, воевал рядовым в артиллерии, потом лейтенантом в пехотной части
Второй большой поэтический сборник, выданный Аполлинером при жизни, достала название "Калиграми. Стихи мира и войны (1913-1916)" и вышла из печати 1918 года. Сборник посвящен памяти вторая-поэта, литератора Рене Дализа, вбитого на фронте 1917 года
"Калиграми" составляются с шести разделов и содержат 84 поэзии. Разделивши книгу на шесть частей по хронологическому принципу, Аполлинер будто подчеркнул, что "Калиграми" - лирическая летопись эпохи. Последовательность стихов создает что-то похоже на прохождение кругов ада, который завершается коротким оптимистичным апофеозом с нескольких обращенных в будущее стихов 1917-1918 годов
Стихи, которые вошли в сборники,- образец аполлийеривського поэтического эксперимента: часть стихов отпечатана в виде " лирических идеограмм" или "калиграм", то есть таким образом, чтобы их текст образовывал графический рисунок
Свои первые идеограммы Аполлинер создал весной - летом 1914 года. Такие "рисунки" по-своему высказывали аполдинеривську потребность в синтезе словесного и графического образов. Словесный образ возникает на странице в просторные, объединяя "нарисованное", словами с пропусками, с пустотой, то есть с определенным звучаннямтексту.
Аполлинер не первый использовал эту форму стиха. Известные идеограммы, которые принадлежат еще к IV столетие к н.э., случаются они и в "Гаргантюа и Пантагрюели" Ф. Рабпе. В 1889 году А. Бургард написал стих в форме Эйфелевой башни: в нем было 300 строк, причем длина каждого отвечала контуру рисунка. Новаторство Аполлинера - не в изобретательности предложенных рисунков - они нескладные: солнце, мандолина, полоска дыма, голубь, фонтан, ботинок, а в стремлении остаться лирическим поэтом и в экспериментальной форме
Сначала Аполлинер попробовал соединить тему войны с мотивами любви (цикл "Стихе к Лу", многочисленные послания к Мадлени). Наивная вера влюбленного в то, что " во имя нашего счастья схватились армии", поэтому й "гранаты похожие на заре", постепенно вытесняется пониманием трагедии, чувством общности с ней, своей ответственности. Поэт поражен размахом бойни: " Кто бы мог подумать что так расцветет людоедство / Что надо столько огня чтобы зажарит мъясиво человеческое...".
К сборники "Калиграми" вошло много фронтовых стихов, которые протестовали против войны, разоблачали ее кровавую абсурдность. В стихах этого цикла Аполлинер выявляет определенную сдержанность, избегает прямого выражения сожаления - скрытое страдание еще больше поражает
В поэзии "Зарезанная голубка и фонтан" Аполлинер использовал возможности идеограммы для создания антивоенного стиха-плаката. Расположив буквы разного размера строками, которые расходятся в разных направлениях, поэт создал рисунок голубки над струями фонтана. Этот образ является символом вечного плача по тем, которые погибли в Первой мировой войне ("Душа растравляется из непокоя /и фонтан рида со мной").
Одновременно фонтан символизирует потоки крови, которая льется на войне. Зарезанная горлица Аполлинера стала прототипом голубки Пикассо, который через сорок лет подхватил идею поэта, создавши образ, который символизирует мир в глазах современного человечества. Отбивая античеловечную реальность войны, пережитую им в траншеях и на полях битв, Аполлинер противопоставляет ей незнищенни гуманистические ценности, прежде всего - любовь
"Калиграми" является почти последней степенью высвобождения стиха, экспериментом, который выходит даже за границы верлибра. В сборнике много прозайзованих " стихов-прогулок", " стихов-разговоров", которые иногда больше похожие на слог строительных материалов, чем на построенное сооружение. Поэт старался почти непосредственно передать мгновенные впечатления, разговоры. Так, в стихе "В понедельник на улице Кристин" мы слышим характерные для парижской улицы отрывки разговоров. Извне это походит на обычную магнитофонную запись. Но у Аполлинера эти приближенные к бытовой прозе отрывки вписаны в интенсивный лирический контекст
Статья Аполлинера "Новый дух и поэты" (1918) прозвучала как манифест нового поколения поэтов. В ней поэт отстаивал широкий охват современной действительности и выдвигал положение об "новом реализме" в поэзии. Аполлинер ставил под сомнение необходимость "писать прозой или писать стихами", соблюдаясь при этом правил грамматики или норм стихосложения. Даже свободный стих выдавался ему лишь первым толчком к свободы искусства. Эта свобода, считал поэт, достигается лишь созданием "визуальной лирики" путем сложного синтеза. Между прочим Аполлинер указывал на открытие науки и техники, на "новый язык" кино и звукозаписи как на средства обновления поэтического языка
Этим эссе-манифестом завершился недлинный творческий путь Гийома Аполлинера - ярчайшего французского поэта начала XX столетие. Процесс его поэтического становления, обретение жизненной философии был прерванный внезапной смертью - поэт так и не вылечился после тяжелого ранения в главу и умер 1918 года
Г. Аполлинер смело прокладывал путь тогдашней поэзии в XX столетие. Вслед за романтиками, а также Ш. Бодлером, В. Витменом, А. Рембо, Е. Верхарном. Г. Аполлинер сделал возможным художественное освоение новых "непоэтических" областей жизни человека и общества. Именно он ввел в сферу лирики "прозу жизни" и дал могутний толчок развития лирического эпоса в новом столетии
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: поэтические сборники "Рейнские стихи", "Алкоголе. Стихи 1898- 1913 pp." (1913), "Калиграми. Стихи мира и войны (1913-1916)" (1918), статья "Новый дух и поэты" (1918).
Биография писателя: Гийом Аполлинер
Комментариев нет:
Отправить комментарий