«Buch der Lieder» в самом деле имеет все права именоваться «Книгой песен», потому что стихи этого сборника написаны в стиле немецкой народной песни. Наверное поэтому сборник «Книга песен» надышала Шуберта, Шумана, Мендельсона, Листа, Вагнера, Чайковского, Римский-Корсакова… Произведения выдающегося немецкого поэта отбивают присущий фольклору гуманизм, демократические идеалы, порывания к истины. Доводом этого является ненависть нацистов к поэту и его произведений, книги Гайне были сожжены «сверхчеловеками» среди других достижений именно человеческих и человечных гениев. Первый раздел « Книги песен» был выдан 1822 года как первый сборник поэта-начинающего, даже гонорар за нее - только 40 экземпляров самого издания. Понятно, что молодой поэт посвящает большинство поэзий теме любви, к тому же без взаимности. Недаром название этого раздела «Страдание юности». Однако это не были перепевы тем и образов, известных к тому времени в немецком романтизме
Это была новая лирика, простая, человечная, близкая к сердцу, в ней изображались не условные поэтические принцессы, а живые немецкие девушки, которые охотно принимали и отдавали поцелуи. К тому же мягкий юмор, весь просякнутий любовью к людям вообще и к Амалий… или Весы… в частности, поскольку автор явным образом иронизирует со своих страстей, отдавая преимущество не страсти, а чувству. Не рыцарской куртуазности, а свободному течению жизни
1823 года выходит следующая книга молодого автора, которая стала основой второй части « Книги песен». «Лирическое интермеццо» составляется с 65 стихов, и среди них гениально переспиваний Лермонтовым «На северы дикой». Один из критиков, которому не очень нравилось творчество Гайне сказал, что ради такого стиха он готов полюбиться всю книгу. И в самом деле, этот стих стал чуть ли не лозунгом поэта и нашел много приверженцев по всему миру. И все понимали, что за поэтическими образами стоят лирические герои «Он» и «Она», разведенные социальным устройством - природой человеческого жизни. Здесь впервые интимные переживания связанные с общественной жизнью. В этом же разделе всемирно известная баллада «Гренадеры», где общественные интересы известные героям и даже имеют для них большее значение, чем родственные или личные. И они и являются личными, потому что здесь пидданний превращается в гражданина. Следующий раздел « Книги песен» - цикл стихов «Снова на Родине». Здесь изображается возвращения к родному краю, но в то самое время это прямое продолжение «Лирического интермеццо».
Здесь новое понимание всего, что произошло. Здесь попытки освободиться от несчастного любви. Здесь поиски новых ценностей и подготовка духовного перерождения. Интересно, что гитлеровцы, которые считали творчество Гайне вражеской себе, не отважились «выбросить с литературы» балладу о Лорелею, что есть в этом разделе
Гайне снова отправляется в путешествие, на этот раз Гарцем - сокровенным местом, где на Брокени собирается видьомське кодло, где живет в ильзенштейни принцесса ильза, что когда-то насмерть зацеловала императора Генриха. Он хочет подняться « у горы, где живут обычные люди, свободно ветер обвивает и вдыхают легко грудь». Там нет «тучных и бессердечных» кавалеров и дам, там есть истинная жизнь
Завершают «Книгу песен» два цикла, которые составляют раздел «Северное море». Известно, что море в литературе романтизма является образом-символом воли, жизнь, которой подчиняется только собственным законам и выносит человека к расцвету и подъему. Итак, произошло невиданное чудо: стихи разных форм, написанные в разные времена создают новую суперформу. Еще при жизни автора было 13 изданий этого сборника. Думаю, поэтому, что новые идеи имеют соответствующую форму. Поэтому, что эти произведения сделали Гайне «поэтом для третьего сословия» - рупором народной Германии, которая противостояла отечественному деспотизма
Борьба за освобождения человеческого духа от притеснений традиционных и отживших идей и норм всегда воспринимается человечеством как подъема гуманистичнихидеалив.
Из последней трети XVIII столетие - из времен Гете и Шиллера - в Германии приобрела расцвет романсовая и балладная поэзия. Но в творчестве романтиков баллада определенной мерой теряет свое демократическое содержание и связь с актуальными вопросами современности. Гейне восстановил эту традицию
Уже для ранней баллады «Гренадеры» он позаимствовал сюжет из живой современности, которое было к тому времени непривычным. От лица двух солдат разбитой наполеоновской армии, которые виднеются о возвращении императора, Гейне высказал свое неудовольствие существующим порядком. Баллада приобрела политический звучание. В других произведениях этого жанра Гейне использовал исторические сюжеты, античные сказы и легенды, переосмысливая их с точки зрения современности
На протяжении всего творчества Гейне интересовался народной песней, легендой, сказкой. В образах великанов и гномов, русалок и эльфов продолжают жить языческие традиции. Язычество, в понимании Гейне, означало полнокровное принятие жизни, стремление людей к земному счастью
Поэт утверждает право человека быть счастливой на этом миру. Это право ярко воплощено в балладе «Рыцарь Олаф», где герой принимает смерть, получив любовь дочери короля. Это право утверждается и в балладе «Фрау Метта».
Язычество и христианство столкнулись и в поэме «Тангейзер» - свободном перепеве старой немецкой баллады. В этом произведении Гейне модернизирует первичный сюжет, превращая поэму на политическую сатиру современной Германии. Поэт воспевает грядущий дух свободы Германии. Поэтому стихи его преисполнены земной красоты, свежести и ожидание обновления:
- Дни мои и даже ночи Ныне полнолуния беспокойства Это весна в мои приходит В сны зеленым эхом.
Отображение в “Книге песен” гуманистических идеалов Г. Гейне
Комментариев нет:
Отправить комментарий