вторник, 17 февраля 2015 г.

Особливостi сатиры в романi Михаила Булгакова “Мастер i Маргарита”

Роман “Мастер i Маргарита” создавался на протяжении 1928-1940 рокiв. Булгаков, как любая освiчена человек, видел недостатки i ошибки устройства, которое iснував. Как писатель, вiн мастерски описал в своему романi цi проблемы. Сатира - это висмiювання чего-то негативного. Читая внимательно роман “Мастер i Маргарита”, мы помiчаемо, что висмiював автор. Роман начинается из того, что Берлiоз и его друг, поэт Iван Бездомный, вiдпочивають в душную, а когда к ним пiдходить Воланд, они относятся к нему настороженно. Почему? Друзi считают, что вiн шпион, враг для советских людей, ведь вiн iноземець. I хотя Берлiозу, как освiченiй людинi, цiкаво поспiлкуватись с Воландом, вiн должен играть пiд “дудку” советской моралi.


Слiдкуючи далi за разговором этих личностей, мы видим еще один сатирический момент. Берлiоз и Бездомный стараются убедить “iноземця”, что Iсуса Христа не iснувало, а iсторiй о нем обычная выдумка. Читая цi строки, мы розумiемо своей духовной сутнiстю, что люди забыли о Боге, о вiчнi цiнностi, а это неизбежно ведет к трагедiй.


Писатель также висмiюе желание людей к легкой наживе. Это хорошо видно в епiзодi, где описывается выступление Воланда с него свитой в варьете. Люди ловят червiнцi, считая их справжнiми. Жiнки обмiнюють свои сукнi и ботинки на новiшi, красивiшi. А в кiнцi сеанса это все окажется заблуждением, i люди остаются нi з чем.


Вопрос цензуры Булгаков также висвiтлив в своему творi. Когда Мастер написал свiй роман о Понтiя Пiлата, на него так начали давить, что вiн вынужденный был куда-то исчезнуть. Потому что одного пiзнього вечера вiн мiг услышать стукiт в дверi или в вiкно. Многие люди знало, что означает этот стукiт, но в тi времена об этом не говорилось. Тiльки Маргарита, которая уже не учитывала рiзнi соцiальнi и полiтичнi умовностi, вiдверто сказала пiзньому гостю, который предыдущего постояльца арестовали


Писателю грустно, что такi талановитi особистостi, как Мастер, не могут реалiзувати свои творчi здiбностi, йхнi произведения не воспринимают сия надлежащих образом. И, наоборот, цiнуються такi “митцi”, как Iван Бездомный и его друзi, такi же “митцi” с “Массолiту”, якi превыше всего хотят заволодiти желанным членским билетом, который дает много привiлейв. Булгаков считает, что искусство i культура не могут быть на надлежащему рiвнi при таких обстоятельствах. Вiн сподiваеться, что ситуацiя змiниться. Писатель считает, что человек способен сделать правильный вибiр i занять вiдповiдну позицiю. Это видно на прикладi Iвана Бездомного. Вiн розумiе, что поэт вiн аж нiякий i находит свое назначение в вивченнi древней iсторiй.


Булгаков заостряет внимание на особистостi Понтiя Пiлата, человека, надiленой властью, силой, умом. За маской жорстокостi, байдужостi, вiдчуження прячется человек, способен страдать и спiвчувати. Вiн розумiе, что осужденный к смертные казни Iсус нi в чем не виновный, и у него не хватает силы i мужностi отменить волю Синедрiону и численной толпы неосвiчених жестоких людей. Булгаков считает, что человек нiколи не должна предавать своим принципам i делать неправильнi поступки по желанию iнших людей. Предавши своим принципам, Понтiй Пiлат вся жизнь сетовал о совершенном, нiс бремя у душi.


Писатель возбуждается также проблемы взяточничества, пьянства, нечесностi, неосвiченостi, трусливости, фальшi почуттiв и много iнших. Булгаков показал недолiки тогдашнего суспiльства i каждого человека, якi есть i сейчас, i, наверно, будут в будущем суспiльствi.


Я не думаю, что Булгаков использовал в своему романi сатиру тiльки ради того, чтобы висмiяти людей, суспiльство. Я считаю, что средства сатиры необхiднi для того, чтобы читая этот роман i спостерiгаючи со стороны за всiма недостатками, мы старались не совершать так же, а змiнюва тись к лучшему, исправлять свои ошибки, показывая тем самым хороший пример для наслiдування окружающим


Проблема творчества и пути художника в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Одна из наиболее интересных проблем романа «Мастер и Маргарита» — проблема творчества. Булгаков ярко и выразительно срисовал мир литературной конъюнктуры, которая представляла современное писателю искусство слова


Как же решается эта проблема? Можно сказать, что и здесь Булгаков использует прием сопоставления типов писателей. Мастер сумел подняться над обществом, практически отделил себя в пидвальчику. Но то случай: ему достались деньги, на которые он мог жить. Поэтому и знакомых в Москве у него практически не было. Это дало ему свободу создавать то, что велит совесть морального человека, перо свободного художника и талант Мастера. И рано или поздно он должен был показать свой роман миру. И тогда его стали судить люди на манер Латунського. Разве же понимали они, что заносят руку на творение о вечном? Возможно, понимали, потому что время от времени и на них, как на Берлиоза, находил страх. Это был скрыт страх того, что кроме власти, которая их кормит и натравливает на кого-то, есть высшие силы. Но они привыкли жить, не ставя себе вопросов


Главное — лишь бы было сытно. Не случайно сцены в ресторане так похожие на сцены Большого бала сатаны. Не оставляет сомнения и ироническое изображение коридоров и кабинетов писательского союза, где надписи совсем далекие от творчества. Это своеобразный распределитель материальных благ да и только. Никакого отношения к творчеству это не имеет. Так вот ирония Бегемота и Коровъева, которые размышляют вслух о талантах дома Грибоедова, целиком поняла. Истинным писателям совсем не погребные удостоверения о том, кто они есть, — довольно прочитать несколько страниц йхнихтворив.


Но они изображают себя большими писателями. Иван Бездомный довольно успешно сначала вписывается в это круг. Но он наделен живой душой, хотя и имеет неразвитый ум. Просто этот молодой человек воспитывался в безверии в эпоху, когда разрушались храмы и души. Столкнувшись из непонятным, он лишается прежде всего вранью и отказывается от сочинительства. Он молодой, и автор надеется, что он еще поймет истину. Иван Попирьов стал профессором, однако не достал той свободы, без которой творчество невозможное. И или приобрел ее Мастер? И так, и ни. Ведь он не смог бороться за свой роман. Поэтому й заслужил покоя, а не света. Судьба мастера, как и судьба Ивана Бездомного, — это судьба тех, кто старался честно и бескомпромиссно разобраться, где правда, а где вранье, и познать истину. Именно на них возлагает надежде и сам Г. Булгаков



Особливостi сатиры в романi Михаила Булгакова “Мастер i Маргарита”

Комментариев нет:

Отправить комментарий