понедельник, 9 марта 2015 г.

« Скорбна иметь» — апофеоз скорби, реквием над тысячами

Уже свыше восьми десятилетий звучит в мировой литературе могущественный, титанний голос Павла Тычины. Его ранняя лирика пленила читателей душевно-лирическими картинами природы, необыкновенными красками, музичнистю. Душа поэта то мчится на парусах веры в добро, то впадает в отчаяние. И больше оптимизма в ранних стихах. Его идеал — не отдельный человек, а гармония человека с природой, интеллекта и духовности, закона и благодати, чувство и обязанности. Когда настала революция 1917 года, он стал ее певцом. В дне октябрьского восстания в Петрограде, в годы гражданской войны, которая на Украине была сложной и жестокой, Павел Тычина отдает весь свой талант родному народу. Его стихи печатаются в газетах и журналах рядом со стихами и поэмами молодых певцов революции Василия Чумака, Василия Голубого, Михайля Семенка.


По словам Станислава Тельнюка, исследователя творчества поэта, дебют Павла Тычины напоминала вспышка солнца. Критик имел в виду первый сборник поэзий «Солнечные кларнеты», одно из наймузикальниших творений мира


Рядом с пейзажными рисунками-акварелями, которые стали жемчужинами украинской литературы, в сборнике «Солнечные кларнеты» отпечатано тетраптих (четыре стиха, которые вместе составляют идейному единство) « Скорбна иметь». Это произведение сложное по смыслу за идейнимзвучанням.


Каждый стих произведения начинается словами «Проходила по полю…». Проходила Иметь Мария не с ясной улыбкой, не с обнадеживающим взглядом, а со скорбно сжатыми устами, такой, какой она была тогда, как распинали сына. Пыльный глаз Матери замечал все вокруг себя: выгоревшие степи, трупы погибших. На Украине свирепствовала смерть. Тревожная ситуация исполняла сердце Павла Тычины терпкой болью, и поэт приходил к выводу:


Не буть никогда рая


В этом кровавом краю. История революции в Украине преисполнена трагических перипетий. Тревогу поэта мы воспринимаем как неминуемую реальность, хотя нам сегодня не так просто разобраться в сложном ходе революции и гражданской войны, ведь историю Украины на протяжении многих десятилетий замовчувано и спотворювано.


Не удивительно, что и гениальное произведение П. Тычины « Скорбна иметь» на протяжении нескольких десятилетий не печатался. А поэт любил его, высоко ценил, потому что это был поэтический сказ о Матери-Украину в тяжелые года. Вместе с тем это и родная поетова иметь Мария Васильевна, которой и посвящено тетраптих. В стихе переплетается библейское и реальное. Из этого объединения поэт старается добыть свет вбитой любви, гуманности, сочувствие к людськихстраждань.


Тычина срисовал украинский часопростир в залоге абсолютного коллапса, когда даже естественное изменение дня и ночи останавливается. Трагические символы передают агонию национального мира: блестящие ножи в сердце Божой Матери, распятая тень ее сына, ее плач


Нет спасителя в Украине. Уничтоженная духовность. На этот жестокий, обезумевший край ждет бедствие


Пророческие слова Божой Матери откликнулись событиями 1933, 1937, оккупацией 1941-1944, голодом 1946-1947, Чернобыльской аварией 1986.


Воистину даром прозрения владел Тычина. Сердце Божой Матери обливается кровью: она ощутила, что человечество презрело жертвой ее сына


Незабываемое впечатление взыскивают на читателя те картины, которые удостоверяют братоубийственную войну: « в могилах поле виднеется», «изобилует дикая рожь».


Образ-Символ ржи переосмыслен автором: в народном творчестве — это символ жизни, у Павла Тычины — аллегория руины, краха. Вот потому естество матери преисполнено болью, печалью, скорбью, надежды воскресения не является ручательством земного рая в родном краю. Скорбью и горечью напоенные слова: Не буть никогда рая В этом кровавом краю. Это произведение из него изысканно простым и вместе с тем иконописно четким рисунком монументальными образами и большой человеколюбивой силой — образец поэзии, которая будет символизировать кровавое XX столетие на все времена людской цивилизации



« Скорбна иметь» — апофеоз скорби, реквием над тысячами

Комментариев нет:

Отправить комментарий