Автор «Слова» использует разнообразнейшие художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнение, контрасты, эпитеты, олицетворение
Необъятность Российской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, льются голоса через море к Киеву», «трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве».
Таким же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способному преодолевать пространство, наделяет автор и свои герои: когда Всеславу в Полоцке позвонят к заутрене рано в святой Софии в звоны он в Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в золотое стремя в городе Тмутаракани тот звон слышал, бывало, большой Ярослав, а Владимир Мономах всякое утро уха себе Закладаввчернигове.
Широкое пространство действия объединяется гиперболической скоростью передвижения по нему действующих лиц. Всеслав, по выражению автора «Слова», хитростями подперся на коней и скакнул к городу Киеву и воткнулся копьем к золотому престолу киевского. Отскочил от него злым зверем. В полночь из Белгорода исчез в синий туче, утром же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава
В больших пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, закрыл Дуная ворота
Чем шире охватывает автор Российскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, которые вступают в беседу с Игорем, наделяются человеческим умом звери и птицы, которые принимают участие в доле Игоря
Вся художественная система «Слова об полку Игореве» построенная на контрастах
Один из самых острых контрастов, которые пронизывают всю поэму, это контраст книжных элементов стиля с народнопоэтическими. Элементы книжков и устные, переплетаясь, создают своеобразность и разнообразие стиля этого небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанием произведения
Широко представленная в «Слове» и феодальная символика. военнодружинной среде определенное символическое значение имели меч (символ войны), флаг, копье, стремя. Выражение «понизить флаг» обозначало признать себя побежденным «выпить шлемом воду из какой-нибудь реки» значило покорить земли на нее берегах
Но ближе всего «Слово» к народной поэзии. Народные образа дерева, которое склоняется к земле от горя, которое никнет от жалости травы, сравнение битвы с банкетом, с жатвой. Близкий к народному плачу плач Ярославны. В народных плачах постоянные те же обращения к ветру, к реки, к солнцу, которые звучат и в плаче Ярославны. Сон Святослава полный народных поэтических символов. Описание бегства Игоря из плена отбивает сказочные мотивы: в сказках нередко герой, который спасается от преследующего его колдуна, также обращается у животных. Подобно Игорю, который обернулся соколом и бил гусями и лебедив к завтраку, обеду и ужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедив для своей жены. Народного богатыря напоминает Всеволод буйтур, когда он прищет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. Подобно Ильи Муромцу, Всеволод буйтур борется с врагами, и куда поскачет там лежат плохие главы Половецкие
Народная стихия в «Слове» выражается в характерные для народной поэзии негативных метафорах («в Немытые кровавые берега не добром были засеянные засеянные костьми россиян сынов»), в фольклорных эпитетах (чистое поле, острые мечи, накаленные стрелы, синее море, черный ворон, красные дивы и др.), в некоторых гиперболах, сравнениях и т. д.
Поразительно, что настолько небольшое произведение так много и даже роскошно по языку. Автор «Слова» очень точно и метко подбирает слова и выражение. Соловьиное пение не прекратилось оно «заснуло»; синие молнии не просто блещут они «трепещут»; трава не просто полегла она «никнет». Персты не просто кладут на струны их «воскладают». Славу можно «расшибить» и «притрепать». Тоска «разливается». Сумм «течет» посредине Россиянке земли. Веселье «развеивается по ковылю».
Автор очень скупой на эпитеты, но зато употребленные им мотки. Например, такие эпитеты: «перловая» душа «теплые» туманы, «живые» струны
Много и разнообразно слуховое восприятие автора «Слова». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся к Киеву они «вьются». Телеги у него не скрипят, а «кричат», как лебеди. Соловьи «щекочут», их песни «веселые», орлы «клекчут», лисицы «врут», галки «говорят», кону «ржут», вороны «грают», туры «рыкают», сороки «втроскоташа», дятлы «тектом» поведают путь Игорю, ночью слышный звериный свист (свист степных сусликов) и т. д.
Зрительная четкость образов «Слова» разительная. Его автор имел повышенное чувство цветов, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи, которая наступила в XII столетии. Зрительно поражают образа плавающих в красной крови золотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью
Такие далеко не все художественные средства изображения, используемые автором «Слова об полку Игореве».
Небольшой памятник, посвященный печальному поражению россиян в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед российского художественного слова
Красотой «Слова» были упоены люди безупречного вкуса: Жуковский, Пушкина, Гоголь, а в XX столетии Блок, Бунин, Лихачев и много других литераторов. «Слово об полку Игореве» это гениальный памятник древнерусской литературы, у которого нужно учиться поэтическому мастерству
«Слово об полку Игореве» один из самых гуманных произведений мировой литературы. Оно отмечено печатью особой человечности, особенно внимательного отношения к личности. Оно полно сильных и волнительных чувств. Рассказывая о походе российского войска, автор «Слова» преисполненный такой сильной скорби, которая как бы не может удержать себя от вмешательства в действии Игоря. Чувство автора «Слова об полку Игореве» так большое, его понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделенное все окружающее
Высокая эмоциональность художественного слова достигается приемами олицетворения (персонификации) природы. Животного, дерева, травы, цветы, вся природа щедро наделяются автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают россиян о несчастье, переживают с ними горе и радости. Это слияния автора и природы усиливает значимость и драматизм что происходит. Чувство автора находящие отклик в природе, как бы оказываются удесятеренними в силе. Читатель получает возможность видеть, слышать, чувствовать происходящее.
В отличие от Бояна, певца давнего лет, который осмысливал человеческое существование во всем его многообразии, автор «Слова» говорит только об одном событии и оценивает его устами современников. Он с исключительным вниманием внедряется в душевные переживания своих героев. Во всей сложности представленные противоречивые чувства Святослава Всеволодовича, князя киевского, при вести о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и отечески упрекает за безрассудный поход на половцев без заговоры с другими российскими князьями: «Что же создали вы моей серебряной седине»
Автор «Слова» понимает желание отдать предпочтение смерть плена, высказанное Игорем в начале похода. Он со странной человечностью говорит об одинокой (именно одинокой!) смерти Изяслава Васильковича на поле битвы на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве изранил он свою перловую душу
Читатель физически ощущает вызванное поражением Игоря залог тревоги и боли, которая пережила родной край. Тут в поэтической форме отраженные скорбь и безысходность перед большим горем, потерей родных и близких
Человечность «Слова» проявляется разнообразно и сильно. Она сказывается и в характеристиках действующих лиц выразительных, коротких и удивительно точных; раскрывается в описании взаимоотношений между героями произведения. Между Игорем и Всеволодом они братским, перенятым чувствам глубокого уважения; между ними и Святославом отечески теплые. Особое внимание уделяет автор отношениям между мужчиной и женой, которые основаны на взаимной любви и уважении
В обиде Ярославны в «Слове об полку Игореве» нашли отражение характерные особенности внутрисимейних отношений и, в первую очередь, уважительное отношение к женщине. Образ Ярославны воспринимается как символ женской вер
Ности, жены воина. В монологе Ярославны раскрывается богатство и сила ее внутреннего мира, подчеркиваются ее бесстрашие и мужество: с могущественными силами природы ветром, Днепром, солнцем она держится на уровне; она готовая мужественно разделить с мужчиной все тягости и ненастья военного похода. Беспредельно и ее милосердие: своим присутствием Ярославна хочет облегчить страдание раненного и плененного Игоря. Нежностью и любовью наполненное каждое слово ее монолога. О силе поэтического образа Ярославны, созданного поэтом в стародавние времена, но вечно живого, что воплощает в себе образ российской женщины, пишет в своем стихе «Певцу «Слова» Валерий Брюсов:
Стародавней Ярославне тихий ропот струн. Лик твой древний, лик твой светлый, как и когда-то, юный. Илъ певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово пропел, Все мечты столетий грядущее тайно подсмотрел. Или российских женщин лики все в тебе слитити Наташа, ты и Лиза, и Татьяна ты!
На стене ты плачешь утром... Как светлая тоска!
И, крутясь, несет слезы песня певца у столетия!
Своей человечностью, красотой внутреннего мира многих героев «Слово» уже много десятилетий покоряет сердца читателей. Памятник древнерусской литературы, который прошел через век, остался таким же неизменно прекрасным, как и при своем создании, во многом благодаря именно своему гуманистическому пафосу и поэтическому гению автора
Необъятность Российской земли в «Слове об полке игоревим»
Комментариев нет:
Отправить комментарий