Когда для укрепления здоровья Леси Украинцы пришлось проживать на чужбине, в далекой Грузии, родилась в ее душе большая тоска по лесам, среди которых она провела наилучшие дни своей жизни. Писательница была влюбленная не только в природу Полесья, айв народ, среди которого жила. Она изучала его язык, песенный творчество, обряды и обычаи, культуру и быт, внимательно слушала и запоминала разные пересказы, интересовалась историей полесского края
В далеком Кутаиси вспомнились гениальной певице " Предрассветных огней" те замечательные месячные ночи, когда она, очарованная полесскими легендами, украдкой бегала по лесу с надеждой встретить истинную золотоволосую Мавку, с которой "познакомилась" в селе Жабриця, чтобы потом вся жизнь не разводиться с ней. В детском возрасте было не одно интересное путешествие Леси к вечному, непочатого источника — фольклора, которое обогатило ее замечательным материалом, который потом превратился под ее чудодейственным пером на высокохудожественные произведения. Обратившись к фольклору родного народа, писательница достигла вершин поэтического искусства, написав драму-феерию "Лесная песня".
Все мелодии, что поэтесса выбрала для "Лесной песни", — то все мелодии Полесье, мелодии вечной живой музыки в природе, что чуткая она их в детстве. Именно такими песнями пробуждает Лукаш весну. Уже в прологе мы попадаемся в царство фольклорных образов, витворених фантазией жителей Волынского Полесье. Перед читателями возникают Потерчата, Русалка, Водяной. Каждого из них Леся Украинка изображает согласно легендам и поверьям, но вносит и свои детали у них характеры. Дальше читатель имеет возможность встретиться с Лешим, Мавкой, Прелестником и другими жителями леса
Главным действующим лицом является Мавка. За народными поверьями, Мавка — это сказочное существо, лесное русалка, которая заманивает ребят в лес и залоскочуе их к смерти. Но Лесина героиня является воплощением нежности и доброты. Она возникает перед нами красивой девушкой, с распущенными селезенками, в светло-зеленой одежде. В народном творчестве Водяной — это злой дух, что живет в реках, озерах, болотах и приносит людям несчастья, бедность и т.п. В "Лесной песни" Водяной не такой уже и злой, но обрисованный так же, как и в фольклоре: "Он древний, седой дух, с длинным волосами и бородой". Леший — это также мифическое существо
Он — малый бородатый старичок, прыткий движениями, с уважительным лицом. А вот и Бедность, которая по народным перессказам, приходят к тем, кто не любит природу. Итак, и Мавка, и Леший, и Куць, и Потерчатка, и Русалка и другие действующие лица -- не выдуманные. Ничего случайного в произведении Леси Украинки нет. Об этом свидетельствует и тот факт, что Мавка превратилась " в вербу с сухой листвой и плакучей ветвями", а не в некоторое другое дереза. Ведь верба имеет способность воскресать. Даже из порубленного и небрежно брошенного на землю вербового кола вырастает дерево:
Легкий, рыхлый попилець
Ляжет, вернувшися, в родную землицю,
Вместе с водой там срастит вербицю, —
Станет началом тогда мой конец
Итак, "Лесная песня" — это гимн природе, загадочность и таинственность которой всегда влекли и пугали человека. Это гимн поверьем, пересказам, легендам, которые создавались народом, который имел мир за "сказку, полную чудес, таинственную, интересную".
"Лесная песня" Леси Украинки как фольклорная казна украинской литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий