От времени создания трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как ярчайшее событие в своей творческой жизни
"Ромео и Джульетта" (1595) принадлежит к первому этапу творчества выдающегося драматурга, когда писатель создает в основном лирические комедии. В двух же трагедиях (вторая, кроме названной,- "Юлий Цезарь"), несмотря на большое количество пасмурных сцен, побеждает все же светлая основа, победу празднуют честь и справедливость
Главные герои "Ромео и Джульетти" молодые, чистые сердцем, живут ощущением огромной радости бытия, а потом - безграничного счастливого чувства. Оптимизм автора в этот период его творчества окажется более сильным за человеконенавистничество и корыстолюбие
Основной леймотив трагедии - развенчание мира феодальных отношений, вражеских человеку, таких, что искажают ее естественные чувства. Вражда вельможных семей Монтекки и Капулетти, от которой страдает вся Верона, потому что она разъяряет жителей города, делает общую жизнь невыносимым. Кроме того, эта вражда представляет собой фикцию защиты родственной чести, которую словно защищают оба лагеря. Возможно, когда-то этот конфликт и имел реальное основание, но сейчас даже память о нем исчезла. Эта вражда - пережиток давнего, однако оно еще имеет силу и способно мешать утверждению новой морали, нового порядка
Таким образом, в трагедии сталкиваются две общественно-моральных силы: дух феодальной жестокости и мести и принципы любви, гармонии грядущей эпохи Возрождения. Но прежде всего "Ромео и Джульетта" - виднейший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих семей полюбились друг друга. Их любовь - не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и чувство, которые бесконечно обогащает душа. Шекспир очень поэтически показывает рождение и развитие этого высокого чувства. Вот Ромео видит Джульетту на балле, и ее красота поразила юноши:
Ее сиянье факелы затмило.
Она подобна яркому берилу
В ушах арапки…
Любил ли я хоть раз к этих пор?
В нет! это были ложные богини,
Я истинной красы не знал доныне!
Ночная сцена в саду, когда Джульетта, сидя возле окна, виднеется о Ромео, а он стоя внизу, слышит ее признание, и их следующая беседа, во время которой они объяснились,- тяжело найти в мировой литературе эпизоды, которые равняются этому за силой выявления чувств
Любовь превращает героев. Никогда не извинил бы прежний Ромео напыщенному Тибальду въйдливисть и грубость. Любящий Ромео становится терпеливом. Любовь делает его здравомыслящим и по-своему мудрым. Только когда Тибальд набросается на добродушного Меркуцио, Ромео берется за оружие. Джульетта младенчески непосредственная и откровенная. Ее чувства еще дремлют. Полюбив Ромео, она начинает лучше знать толк в человеческих взаимоотношениях - лучше, чем ее родители, которые желают видеть нареченным Джульетти вельможного Париса. Ведь еще некоторое время тома она была готова присмотреться к Париса. И, возможно, если бы не произошла встреча из Ромео на балле, состоялся бы еще один брак, довольно счастливый, на основании доччиной послушания перед желанием родителей. Но Джульетта признает за лучше умереть, чем вступить в брак с нелюбимым. Девушка первой начинает разговор о бракосочетании, в ее словах, обращенных к избраннику, ощущается душевная зрелость и достоинство любящей женщины:
Поверь мне, и я вирниша буду,
Чем те, что хитро изображают равнодушие
То, что Джульетти лишь тринадцать лет, еще раз доказывает: большие чувства доступные и юным душам. "Любви все возрасты покорны",- скажет об этом позднее гениальный российский поэт. Преданность любимому, вера в Ромео, решительность, гордое осознание собственной правоты - все это делает Джульетту ярчайшим символом прекраснейшего человеческого чувства
Герои боряться за право свободного выбора в любви, однако они окружены слепой и ненавистной враждой. Из той же решительностью, с которой Джульетта пьет снодийне зелье, который предложил ей монах Лоренцо,- берется она и за кинжал, потому что знала: любимый наложил на себя руки, потому что убедился в ее смерти. Разделить с ним его судьбу - в этом усматривала Джульетта свою обязанность. Девушка гибнет, едва лишь испытавши счастье любви, о которой мечтала и которое взлелеяла в своем сердце. Без Ромео жизнь теряет смысл, потому что дважды любить невозможно…
Любовь Ромео и Джульетти - неудержимое, чистое и героическое - длится лишь несколько дней и противостоит давним взглядам и отношениям средневековой окоченелости, под властью которой находятся Капулетти и Монтекки. Это истинный бой за свободную жизнь и права человека. Трагическая гибель детей примирила наконец враждующие семьи, но какой ценой! Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа - принципа мира, дружбы, любовь. Горе потери принуждает Монтекки и Капулетти понять, что бессмысленной враждой они уничтожили собственное будущее. В гибели влюбленных рождается новая истина: человеческие чувства святиши и значниши за возрасту залогу предрассудки. Так было и так будет всегда, пока живое человек
Трагедия и торжество любви (За трагедией В. Шекспира "Ромео и Джульетта")
Комментариев нет:
Отправить комментарий