понедельник, 30 марта 2015 г.

Действие романа «Тихий Дон»

Приступившись в 1925 г. к работе над романом "Донщина" - о революционных событиях на Дону, Шолохов, подобно авторови "Войны и мира, в скором времени понял, что источника событий и характеров надо искать намного раньше: " Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Не выглядит она для читателей некоторой terra incognita?"


Действие "Тихого Дона" разворачивается в широких хронологических рамках: из мая 1912 по март 1922 г. г. Первая мировая война, которая закинула казачий за тридевять земель от родного хутора, революционная ситуация в России, отозвавшаяся и в повседневной жизни хуторян, Злой, а потом и Октябрь 1917, гражданская война, которая приняла на юге особенно жестокие формы - такой общероссийский фон действия, основные события которого связанные Сдоном.


Человек и история - одна из центральных проблем романа-эпопеи, и выбранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи не только в картинах, но и в документах, органически включенных в развитие сюжета. Общеизвестная, например, документальная основа шолоховского рассказ о гибели Подтелкова и Кривошликова. Писатель выучил (имел в своей библиотеке) воспоминания участников гражданской войны - и красных, и белых - в том числе мемуары Деникина, Краснова, журнал "Донская летопись", на страницах которого объективно анализировались причины Вешенского восстания, газетные репортажи, очерки, воззвания. События Первой мировой и Гражданской войн были живые и в человеческой памяти. Действительность и достоверность изображаемого - характерная особенность прославленного романа, и не случайно ему посвященные книги историка С. Н.Семанова "Тихий Дон": Литература и история" (М., 1975, 1977). и " В мире "Тихого Дона" (М., 1987).


Исследователь говорит об общей временной сетке, которая покрывает всю ткань романа, позволяя соотнести события частного жизни с глобальными процессами истории. В работе Семанова приводятся "Сведенные дани о слоге персонажей романа" (а их больше 700) и их алфавитный перечень, где особенно выделенные истинные исторические лица, но учтено и много безымянных героев, которые формируют в сознании читателя совокупный образ народа


Свой взнос у понимания исторической основы романа внесли литературоведы В. Гура, Ф. Бирюков


Публикации новых материалов длятся, открывая новые документальные источники тех или других глав произведения. Так, рассказ очевидца о самоубийстве Каледина, как оказалось, почерпнут писателем из еженедельника "Донская волна" за 1918 год. Шолохов сам подтверждал в беседе со шведскими студентами в декабре 1965 г.: "Исторически существующие лица, такие, как Корнилов, Деникин, Краснов, Подтелков - тут я не отходил от истины. И если в текст романа попадали биографические черты, то они полностью совпадали с действительностью".


Поняло, принятый в целом исторический ракурс изображения побуждал романиста и судьбы выдуманных героев выстраивать согласно внетекстовим событиям. Кроме того, Шолохов счел необходимым уточнить официальные цифры по верхнедонскому восстанию, в котором принимало участие "не 15, а 30-35 тысяч" (в наши дни называют цифру в 100 тысяч), количество вооружения: "Не несколько пулеметов, а 100, кроме того - 25 орудий", а также сроки подавления восстания, которые совсем не исчерпывались последней неделей мая на правом берегу Дона. Шолохов уточнил, что повстанцы, переправившись на левый берег, оборонялись на протяжении двух недель, соединившись потом с основными силами Донской Армии


Публикации новых материалов по истории казачества на страницах журнала "Дон" позволяют более глубоко просветить проблематику и социально-моральную концепцию "Тихого Дона", актуализировать пластов романа, которые раньше или замалчивались, или не привлекали к себе особого внимания. Ныне становится ясным, что судьба казачества не может быть понятная без выяснения источников его исторически сформированного национального самосознания. Казачество признано субэтносом, особой этнографической группой (характерно, что в первом журнальном варианте "Тихого Дона" оно было названо нациями, которые, разумеется, не соответствует действительности, но отбивает уровень самоидентификации субетноса).


Верный принципу историзма, Шолохов показал социальное расслоение казачества, но оно было не настолько резким, как в России - и не богатый казак чувствовал, что он казак, который достойно представляет свой залог ( как заметил Шолохов об Иване Котлярове, "всосались и проросли сквозь каждую клетку его костистого тела казачьи традиции). Период, описанный Шолоховим, именно и отмеченный ростом казачьего самосознания. При атамане Петрови Краснове в 1918 г. Донская область была объявлена "демократической республикой - "Всебольшим Войском Донским", приоткрывались казачьи гимназии, множество начальных школ; создавались свои учебники. В то же время иногородних продолжали "принимать в казаки", что подчеркивало залоговую (а не национальную) сущность казачьих общин (34; 140).


Этот факт позволяет понять масштабность изображенного Шолоховим верхнедонского восстание. Казалось бы, оснований для него не предполагалось. на Второму Всероссийском съезде Советов была объявлена декларация Рады "Союза казачьих войск", в которой заявлялось, что казачество не будет вмешиваться в гражданскую войну, которая началась (34; 133). Понятно, это была иллюзия, но она выражала настроение широких кругов казачества. Немалое число казаков отказалось идти за Калединым и Красновим, а напротив, поддержало советскую власть. Казаки выдвинули такую легендарную фигуру, как командарм Филипп Миронов, по которому в 1-ую конную армию пошла часть казаков Устьев-Медведицкого и Хоперского округов. Хотя имя Миронова на много десятилетий было вычеркнуто из истории, мы в "Тихом Дону" находим его, упоминается и мироновский корпус (в тот трагический для уже мятежных казаков момент, когда его окружила конницы Буденного).


Однако новая власть, неважно представляя себе специфику казачества, сделала все, чтобы оттолкнуть его от себя. Как убедительно (на архивных материалах) показанное Ф. Бирюковым, нередкие - ми были случаи конфискации земли у всех казаков, насильническое создание коммун, стихийные реквизиции, нежелание учитывать исторически сформированные вольнолюбивые традиции и уклад жизни казачества. В ход пошла так называемая "политика расказачивания", что возмется даже дальновидных коммунистов. Перед соответствующими органами целиком официально относилась задача "формальной ликвидации казачества": казачий было решено сровнять как социально-экономическую группу из другими слоями населения, а это вызвало наступление на сам уклад казачьего жизни: запрещалось носить лампасы, проводить ярмарки. Большая часть казаков огульно обвинялась в контрреволюции, и "Инструкция о терроре" оправдывала полное уничтожение казачества


Характерно, что директива о расказачивании была подписана Я. Свердловым и утвержденная Оргбюро ЦК РКП(б) 29 января 1919 г., то есть в то время, когда казаки самые открыли фронт красным и шло братание казаков с красноармейцами. Вспомним слова Григория Мелехова, обращенные к красноармейцу Олександрови Тюрникову, что затевает ссору в доме Мелеховых: "Негоже ты ведешь себя; будто бы вы хутор из боя взяли. Мы ить самые бросили фронт, пустили вас, а ты как в завоеванную страну пришел". История с Тюрниковим (часть VI, глава 16, дальше указанные только цифры) закончилась благополучно: сверх меры агрессивного Тюрникова остановили собственные товарищи, хотя и понимая его бедствие - его мать и сестру расстреляли белые


В дальнейшем на вечеринке в Аникушки намерение красноармейцев убить Григория едва не стало реальностью. Сила художественного рассказа в том, что проявление социальных катаклизмов в нем раскрывается на уровне индивидуальной психологии. Роман Шолохова убедительно показывает напряженность отношений, которые составляются между красноармейцами и казаками. Нужна была четкая революционная директива, которая предотвращает кровавые эксцессы - на деле появилась противоположная. В романе правдиво показанное недовольство казаков, вызванное приказом о сдаче оружия: "... Соглашению не было, как мы пускали Красную армию через свой округ, чтобы нас обезоруживали.... Я без оружия, как баба из задратим делением, - голый",- говорит один из хуторян. Однако "на другой день после выборов власти хутор разоружился к двору".



Действие романа «Тихий Дон»

Комментариев нет:

Отправить комментарий