Владимир Винниченко вошел в историю украинской литературы не только как талантливый прозаик, но и как выдающийся драматург. Написанные им двадцать четыре пьесы были для украинского театра революционными как относительно тематики, так и относительно драматургической техники. И это была к тому времени насущная необходимость. Прошел блестящий романтический и социально-бытовой «театр корифеев», прошел социальный театр Ивана Тобилевича (Карпенка-Карого) — возник запрос на очередное обновление. Тем более, что на европейских сценах утвердилась «драма идей», дискуссионная драма. Винниченко поддержал диалог. Две пьесы понравились мне более всего: «Черная Пантера и Белый Медвидь» (1911) и «Закон» (1924). «Черная Пантера и Белый Медвидь» — это авторские раздумья над тайнами художественного сознания, над тем, как она совмещает (или взаемовиключае?) земное, бытовое — и небесное, божественное. Упомянутая пьеса — это таки «драма идей», потому что в этом произведении символами идей есть целиком конкретные персонажи: Рита (Пантера), жена художника Корнея Каневича, — и Снежинка, актриса Парижского театра. Черное и Белое. Черное, как пантерячий силуэт, — и такое же органически земное, естественное. Белое, как мрамор или снег, — и такое же холодное и незыблемо-совершенное. Авторский подтекст очевидный (проговаривают самые имена персонажей): Белый Медвидь (Корней) — близкий Пантере (Рити), потому что «одной крови», потому что они — семья и страстно влюблены мужчина и женщина, потому что имеют сына Лесика («медвежья» — как говорит Рита). Но Белый Медвидь не чужой и Снежинке, сторонницы «искусства, свободного от пеленок», потому что он — Белый. Это не только игра слов. Душа у Корнея ( в переносном, метафорическом понимании) — в самом деле черно-белая. Как отец Лесика, он не может не помочь смертельно больному маленькому синови и должен найти деньги на курортную поездку в Италию, климат которой поможет ребенку. Как художник, который должен реализоваться, он не может продать незаконченной картины и выручить за нее спасательные деньги на поездку, потому что против этого взывает вся его природа художника, для которого эта картина — подлинно второй ребенок (тема же ее — « Скорбна Иметь», а позировали Рита с Лесиком). И пока Корней колеблется — Лесик умирает. Казалось бы, Снежинка выиграла поединок: художник победил отца. Только отец чему-то кажется побежденным. Да и не такой зверь Пантера, чтобы отдать — хоть бы и искусству! - то, что любит. Корней и Рита уничтожают друг друга так же страстно, как и любят. Корней убил Ритине дитя — Лесика, Рита убивает Корниеве — полотно. А разрезавши картину-палача, отсылает на тот мир вслед за Лесиком и себя, и Корнея... Судейскую мантию драматург набросает на читателя... Другая, не менее драматическая пьеса — «Закон». Речь идет о суровом этическом и физиологическом законе, который не имеет исключений: материнская обязанность и материнская любовь — чуть ли не мощнейшая жизненная сила. Экстравагантная героиня пьесы — Инна — силится бросить вызов этой силе. Она не может иметь детей, но позарез хочет создать полноценную семью, которую такой, на ее убеждение, делает самое дитя. Инна навязывает мужчине свой план: он должен найти (взять за личную секретаршу) девушку, прельстить ее, чтобы она, забеременевши и родивши, была вынуждена покинуть грудной ребенка. Суррогатная мамуня получит компенсацию и поедет прочь, а счастливая семья будет воспитывать наследника. Сначала план сработал: нанятая на работу молоденькая секретарша Люда в самом деле влюбилась в профессора Мусташенка и выносила его ребенка. Однако Инна не учла, что Люда не лишена материнского инстинкта и не захочет отдать свою кровинку. Построенный счастливый домик окажется карточным и разрушается. Природу не победишь, если она — здоровая. Инне хватает мудрости понять это и отойти в тень, чтобы оставить в покое и надежду будущей молодой семье. Так вот, как видим, коллизии современных сериалов Винниченко предусмотрел почти столетие тома. И то, что ныне растянуто на много вечеров, сумел уместить в одной пьесе. Может, поэтому я так не люблю смотреть сериалы... Приятно, что ныне за некоторыми драматическими произведениями Владимира Винниченко сняты телеспектакли и фильмы. Просматривая их, можно удостовериться в том, что драматургия этого писателя не только в начале столетия была оригинальным и интересным явлением, но и в наше время остается неповторимой и волнительной.
Драматургия В. Винниченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий