Роман Тургенева “ Родители и дiти” увидел свiт 1862 года. С того времени продолжает захватывать читачiв своими художнiми качествами, а полiтичнi, фiлософськi и естетичнi проблемы, якi сдвинул писатель на него сторiнках, продолжают вызвать безсумнiвну зацiкавленiсть. Причиной последнего является то, что Тургеневу как большому митцевi прибегло вiдбити в романi кiлька ярких епiзодiв iдейной борьбы мiж основными суспiльними силами в Росiй кiнця 50-х рокiв ХIХ столiття.
Главным героем романа есть рiзночинець-демократ Базаров. Вiн - враг абстрактной науки, вiдiрваной вiд жизнь. Герой Тургенева выступает за науку прикладную, за конкретнi ремесла, якi могли быть засвоенi народом
Базаров - працiвник науки. Вiн неутомимый в своих экспериментах, цiлком влюбленный в любимую професiю.
Смотря на людей сверху вниз, вiн прячет навiть свое напiвпрезир ливе, напiвпоблажливе отношение к тем людей, якi его ненавидят, i к тем, якi его слушаются. Базаров нiчого не любит; не разрывая iснуючих звъязкiв i стосункiв, вiн в то же время не делает никакого шага для того, чтобы снова завязать или пiдтримати цi отношения
Однако тургеневський герой не остается таким на протяжении всего романа. Писатель в другiй половинi “Батькiв и дiтей” змiнюе образ Базарова, приводит героя к песимiзму, лишает его вiри в народ, в будущее Росiй, то есть делает его не похожим на революцiйних демократiв, фiлософiя которых имела високi iдеали. Как помiркований лiберал, приверженец постепенного реформiстського преобразование Росiй, Тургенев не мiг возлагать надiй на революцiонерiв-демократiв. А если это так, то революцiонери-демократы казались писателю трагiчними одиночками. Вот почему i своего Базарова вiн зробивтрагiчним героем, лишил его вiри в яснi iдеали и заставил погибнуть вiд случайного порiзу пальца
Вибiр Тургенева можно объяснить рiзними причинами: особистiсть человека, который беспощадно и с упевненiстю возражает все, что iншi признают высоким и прекрасным; человек мiцнiе и оставляет юношескую мрiйливiсть, лишается слiзной чуттевостi; работая, мрiяти нельзя поэтому, что внимание сосредоточено на дiлi; а пiсля работы потрiбен вiдпочинок, необхiдно дiйсне удовлетворение фiзичних нужд, i мрiй не идут на ум. На мрiю человек привыкает смотреть как на что-то подiбне к барського бездiлля и розбещеностi; моральнi страдание вiн начинает считать мрiйливими; моральнi стремление и подвиги - выдумкой и бессмыслицей. Для него, человека працi, iснуе тiльки одна забота: сьогоднi надо думать о том, чтобы не быть голодным завтра. Эта простая, но существенная забота заступает усi iншi заботы жизни; в порiвняннi с ней, ему кажутся дрiбними, искусственно созданными, рiзнi невирiшенi вопрос, незъясованi сумнiви, невизначенi отношения, якi отравляют жизни людей обеспеченных
Плебей и демократ Базаров, несмотря на него рiзкiсть и нес-грабнiсть, притягивал аристократа Тургенева своим просвiтництвом, пылким желанием бороться против неосвiченостi и забобонiв народных, за истинную науку, построенную на экспериментах. Поэтому, создавая образ демократа-рiзночинця 60-х рокiв, Тургенев обратил внимание на него реальнi черты, такi как увлечения естественными науками и матерiалiзмом.
Наприкiнцi романа Тургенев заставляет неоптимiстично настроенного Базарова сказать фразу: “Я потрiбен Росiй… Нi, вероятно, не потрiбен”. В фiналi романа “грiховному, бунтарскому сердцу” Базарова Тургенев противопоставляет “большой спокiй” природы, “вiчне примирение и жизнь нескiнченне”.
Вiн честный, правдивый и демократ к кiнчикiв нiгтiв
Комментариев нет:
Отправить комментарий