четверг, 26 марта 2015 г.

Отображение в народных думах и песнях героической борьбы за волю запорожского казачества

Такая уже судьба украинской земли, которая в течение столетий она не знала покоя от многочисленных врагов, которые изрывали в клочья и калечили ее, разрушая города и села, порабощая людей. Эти трагические страницы истории разворачиваются перед нами в народных думах и песнях. В частности, значительную часть фольклорные произведения посвящены героической борьбе славных украинских рыцарей за волю, оборонцев родного края — запорозькихкозакив.


Украина долго ждала на них, потому что не имела никакой защиты для своих границ. Это позволяло нападающим безнаказанно грабить то, что добывалось тяжелой работой. Турки и татары не только опустошали земли, но и уничтожали и гнали в неволю украинский люд, а прежде всего — молодежь


Загрустила Украина,


Потому что ничем прожить,


Вытоптала орда конями


Маленький дети, Которые молодий —


В плен забрато;


Как заняли, тот погнали


К господину, к господину


и гибли невольники по тюрьмам «царгородив» и «трапезондив», умирали от сверхчеловеческих мучений на галерах, а чернобровые украинские красавцы становились наложницами в чужинськихгаремах.


И переполнилась чаша народной боли и гнева. На защиту родного края стало запорожское казачество. Этой знаменитой странице украинская история посвящена много народных дум и песен: «Песня о Байду», «Дума о казаке Голытьбу», «Дума о Самийла Кошку» и прочие. В них казак зарисовывается как мужественный воин, какой «не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота» и всегда готов прийти на помощь родной земле. Однако народному оборонцу всюду угрожает опасность. В «Думе о казаке Голытьбу» его хочет захватить в плен и продать в неволю татарин:


Я то вижу: в чистом поле не орел летает —


Это казак Голытьба добрым конемгуляе.


Я его хочу живьем в руки взять


Да в огород Килию продать


Казаки выявляют в этой борьбе благородство, «ни города, ни села не занимают», а нападающим дают решительный отпор, потому что так велит справедливость. И бывает, что герои попадаются в плен, и тогда гонят их в турецкую неволю вместе с земляками, которых они не смогли освободить. Трагическую судьбу невольники также воспеты в думах и песнях:


Тяжелая неволя хорошо далась знать:


Кандалы руки и ноги повривали,


Сирая сириця тело казацкое-молодецкое


К желтой кости проедала...


Но и в турецкой неволе рыцари помнят свою родину и всем сердцем хотят к нее. Враги надеются, что заставят казаков склониться перед ними, отречься христианской веры, но герои считают за лучше принять мучения, выбрать смерть, но не покориться. Так погиб воспетый в думе Байда.


Те, что оставались живыми, докладывали всех усилий, лишь бы убежать, вернуться домой, как это прибегло сделать героям «Думы о бегстве трех братьев из Азова, из турецкой неволи». Самийло Кошка, гетман запорожский, захватил с побратимами галеру, на которой они были невольниками. Воины хотят отомстить врагам, поэтому после освобождения не поворачиваются домой, а, переодевши в турецкую одежду, нападают на вражеские корабли


Миновало время, а врагов не уменьшалось. Над Родиной нависшая опасность польского порабощения. Оборонцы родного края снова противопоставили захватническим намерениям чужеземцев свое достоинство и отвагу


В думах и песнях, посвященных временам Хмельнитчины («Ой Богдан, отцу Хмеля», «Дума об Иване Богуна», «Или не тот то хмель» и других), видим образа гетмана Богдана Хмельницкого и его военных соратников. Этих народных любимцев, которые возглавили движение за волю и независимость Украины, обрисовано как мудрых предводителей, завзятых воинов, пламенных патриотов и надежных оборонцев украинских свобод:


Или не тот то хмель,


Что круг шестов вьется?..


Ой тот то Хмельницкий,


Что с ляхами бьется





- А я ляхов не боюсь


И предположения не имею


За собой великую


Потугу я знаю...


История Украины написана слезами народными, однако много в ней и героических событий. Народное творчество рассказывает о них грядущим поколением, лелея у них любовь к родному краю и гордость за наших знаменитых предков, которые наложили главами в неравной борные, отстаивая свою волю и независимость



Отображение в народных думах и песнях героической борьбы за волю запорожского казачества

Комментариев нет:

Отправить комментарий