четверг, 26 марта 2015 г.

«Одухотворение» мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Бельгийский писатель-символист Морис Метерлинк — один из драматургов, которые на границе столетий создавали новую европейскую драму


Герои философской пьесы- сказки «Синяя птица» — это образа-символы, которые воплощают господствующие на земли силы. Это человек, растения, животного, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов — все то, с чего составляется человеческий мир. Оказывается, человек живет на земли, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как самая. ей кажется, что лишь она наделена душой, и все тайны мира ею разгаданные. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герое пьесы, видят мир таким, которым он есть на самом деле — одухотворенным, прекрасным (а иногда — страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое, современное и будущее находятся возле и пронизывают одно одно: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не родившегося брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь ее род — единое целое, одна бесконечная линия


Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивые к тайнам мира, близкие к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастья и пороки, которые возникают в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)


Созданная Метерлинком космогония объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к наисветлейшей сущности земли — Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадаются к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, идо в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот — ображеци на людей и хотят отомстить им ( как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).


Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ждут в Царстве Будущего своего рождения, в скором времени принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже самую смерть. Однако и перед теми, что живут на земле, появилась очень важная задача: Тильтиль и Митиль должны найти Синей птицы — птицу счастья — и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его,- внутри самихлюдей.


Действие пьесы начинается и завершается в родительском доме детей, Странствие вглубь себя происходила в сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними произошло, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди — спят, не видя всей красоты и благодати миру


«Одухотворяя» в пьесе окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческого любви и доброты, необходимость жить в миру со своими соседями по земле и познавать мир, не разрушая його.



«Одухотворение» мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Комментариев нет:

Отправить комментарий