Определяя тему определенного литературного произведения, мы часто говорим что-то на зра-зок «это повесть о войне», «этот роман посвящен социальным проблемам села», «эта поэма о любви» и т.п. На самом деле же каждое истинное произведение художественной лите-ратури не о войне, обществе или быту: он о жизни. Так, как и в нашему жийти один его аспект неотъемлемый от другого, так и в литературе — в жизни персонажей все объединено, взаимоувязанно и взаемозумовлено.
Романтическая, а точнее — героико-романтическая повесть Михаила Коцюбин-Ського «Дорогой ценой» изображает жизнь украинского крестьянства и со стороны сплошь-их неладов, и с точки зрения взаимоотношений между людьми, не обошел своим вниманием ав-тор и внутренние переживания, раздумья, стремления героев. И целиком произведение «Дорогой ценой» можно воспринимать как повесть о любви
Самая любовь главных героев, которые готовые жизни отдать за счастья друг друга выдается мне главной движущей силой в их жизни. Писатель изображает любовь не в лйрично-сентиментальном ключе. Любовь в повести — не эмоций-ни письма, вздохи, ревность и переживания панночек-мещанок, а сила духа, мож-на даже сказать, любовь в повести «Дорогой ценой» — цс стихия, особая вну-тришня стихия, которая дает силы и смысл, которая предоставляет смелости и решительности, которая дает возможность человеку бороться и жить, пренебрегая опасностью
Дорогую цену заплатили Остап с Соломией за свою волю, но ее так или иначе было добыто. Пошла ли бы Соломия с Остапом, если бы не любовь? Спасся ли бы Остап после ранения, если бы не забота и борьба Соломии, если бы ее не было по-руч? Или боролисяъб они до последнего, или готовые были бы заплатить эту наивысшую цену — цену жизни, — если бы ими не двигали мысли о счастье близкого человека?
Из этой точки зрения повесть «Дорогой ценой» — цс, безусловно, повесть о ко-хання, ведь самая любовь движет персонажами. Но не только о любви, а и о любви в широчайшем понимании этого слова. О любви дружескую, о любви к ближнему. Образ Ивана Котигорошка лучше всего иллюстрирует эту человеческую, христиан-ську любовь, через которую человек имеет за счастья помочь другому человеку, руководствуясь которой человек совершает добро бескорыстно, смело, страстно.
Самая большая же любовь героев повести — любовь к воле. Говоря о воле с по-зиций настоящее, мы едва ли можем полностью понять, что ощущали крестьяне XIX век... Но стремление же воли и невозможность существования без нее — катего-рия, по мне, универсальная. И естественно, что современного читателя окутывает негодование от одной лишь мысли о те условия, в которых приходилось жить крестьянам полтора сто-риччя тома, во времена крепостничества. В конце концов, не ненависть к неволе движет персона-жами, а любовь к воле. По моему мнению, это очень существенно. Никогда и ничего нельзя достичь, если тобой руководит ненависть (даже ненависть до чего-то негативного), зависть, злость... Повесть «Дорогой ценой» — не о ненависти к неволе, а о любви к воле, не о ненависти к несправедливости, а о любви к человеческому достоинству, благородству, чести. Именно этого следует учиться читателю
Повесть Михаила Коцюбинского отнюдь не развлекательное произведение. Хотя приключений-ницьки повести по обыкновению имеют именно развлекательный характер. Это повесть о лю-бов к человеку, о любви к воле, к своей земле, о любви к справедливости. И еще — повесть о невероятной любви. Сказать бы, о небесном, высшая любовь, однако же ни: чувство Остапа и Соломии — это сугубо человеческое чувство, абсолютно люд-ське — живое, горячо, такс, шо облагораживает человека, делает ее лучшей. Произведение, в котором изображено страшную социальную несправедливость, поражения, смерть, все же вы-является произведением о любви. Наверное, так же, как наша жизнь, которой содержит и зло, и несправедливость, и жестокость, и смерть, оказывается так или иначе свое-родной «повестью о любви» — о любви, которая движет миром и какая спасет його.
«Дорогой ценой» Г. Коцюбинского как повесть о любви
Комментариев нет:
Отправить комментарий