Если романтизм начинался из теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам срок ( от лат. “телесный”, “конкретный”) возникнет лишь в конце ХиХ ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Большие реалисты ХиХ ст. ( Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей ) реалистами себя не называли. Существует проблема, которая есть связанной с временем появления реализма. Когда он появился? И или можно считать первоначальное искусство реалистическим, ведь изображение диких животных, которые археологи находят в пещерах, безусловно можно признать телесными, наслидуючими природу. Существует также проблема, связанная с определением античного искусства. Или можно его считать реалистическим? Ведь оно изображало человека и природу, не пренебрегая реальными пропорциями, было сосредоточенным именно на телесном изображении человека. Или временами появления реализма считать эпоху Ренесанса, когда перед художниками осанок выбор: которым путем идти - путем средневековой алегорики или путем “естественного”, “телесного” изображения мира? Ведь говорить об определенном направлении в искусстве можно только тогда, когда он осознает себя как направление, то есть имеет альтернативу. Альтернатива появилась за времена Ренесанса, предыдущие проявления искусства ее не знали. Поэтому большинство исследователей считает временами появления реализма все же таки ренессансную эпоху. Независимо от времени появления, реализм ХиХ ст. является этапом общемирового развития реализма
Реалист Стендаль считал себя романтиком и вообще не осознавал собственное искусство как кое-что отделенное от романтизма. Бальзак осознавал своеобразность стендаливськой и своего творчества и в “Этюде о Бейля” охарактеризовал ее как “эклектичную”. Он разделял развитие французской литературы на “литературу идей” ( классицизм, просветительский реализм ), “литературу образов” ( романтизм ) и “литературу эклектики” ( от гр. “тот, кто избирает” ). Бальзак утверждал, что он заимствует у предшественников то, что ему нравится: от Мольера в него творчество пришел “маниакальный характер”, от Вальтера Скотта - принцип изображения жизни обычных людей на фоне могущественного развития истории. Диккенс, особенно на раннем этапе своего творчества, настолько крепко был связанным с романтическими приемами изображения, которое, например, Теккерей не признавал творчество Диккенса реалистической
Хотя писатели классического этапа развития реализма и не признавали себя реалистами, это не означает, что реализм не развивался. В 10-20 гг. реализм начал вызревать в недрах романтизма, а в 30-40 гг. он уже существовало как определенное направление
Отцом классического реализма считают “физиологический очерк”. Этот публицистический жанр был широко распространен в разных странах в конце ХУиии - в начале ХиХ ст. В Англии Стол и Аддисон выдавали журнал “Говорун”, который расходился в разных странах. Например, в начале ХиХ ст. его получали все известные российские писатели и поэты. “Говорун” был популярным в среде просвещенных людей в Франции, Германии, доходил он и к скандинавским странам. Стол и Аддисон брали какую-нибудь событие, которое состоялось в реальной жизни ( чаще всего это было какой-либо криминальное преступление ) и интерпретировали ее в моральном духе. В французской печати были очень популярными похожие очерки Бретона. Именно в Франции “физиологический очерк” и получил свое наймення.
Другим источником развития классического реализма стал социальный роман, который вызрел в недрах романтического искусства ( см. тв. Гюґо, Жорж Санд ) и вобрал у себя много достижений В. Скотта. Таким образом схему возникновения классического реализма условно можно определить следующим чином: романтический историзм Скотта синтезировался с достижениями “ физиологического очерка” и соединился в единый принцип изображения, который показал судьбу человека на фоне истории, вскрыша тайные связи между внутренним духовным миром отдельного человека и окружающей средой. И здесь может возникнуть закономерный вопрос: ведь просветительский реализм тоже обращался к проблемы “личность - среда”, и она была одной из выдающихся в просветительской литературе. Ответ может быть следующим: ренессансный и просветительский реализм по-разному решали обозначенную проблему. Просветители преувеличивали роль среды в процессе формирования личности, их, вообще, интересовала не столько личность, сколько среда, аристократическая или буржуазное. Реалисты ХиХ ст. объектом изображения считали человека и его внутренний мир, который довольно глубоко исследовали. Условно классический реализм можно определить, как наследника реализма просветительского, но наследника, обогащенного достижениями художественно-психологическими, которые начали вызревать еще в недрах реализма ренессансного и приобрели особенно глубокое развитие в литературе романтизма. Но, если романтиков интересовали преимущественно аномальные психические явления, то реалисты розкрили психологию, обычного, типичного человека
Классический реализм имеет уникальное качество: он поднимается над своими творцами и оставляет их далеко позади. Роялист Бальзак не является таким в своих романах, защитник патриархальных ценностей Толстой не мог объяснить собственной моральной позиции при создании романа “Анна Каренина”. И это поэтому, что романы Бальзака, Толстого, Достоевского говорят не только от лица Бальзака, Толстого, Достоевского, они говорят от лица Природы, Космоса, Вселенной. Образа больших реалистов развиваются автономно, часто не подчиняясь свои творцам. Оставляя конкретные произведения, они приобретают силы вечных супутникивлюдства.
В романе “Поиски Абсолюта” ( 1834 ) Бальзак утверждает: “ С какой стороны не начинай, все есть связанным, переплетенным одно из другим. Причина принуждает догадываться о следствиях, и всяком следствии позволяет подниматься к причине”. Классический реализм не случайно вырос из “ физиологического очерка”. Он рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все есть связанным, и залог одной части которого провоцирует залог другой. У Теккерея в “Ярмарке суеты” ( 1848 ) есть такое место: “ Однако наш сказ неожидаемый попадает к кругу славных личностей и событий и сталкивается с историей
Классический литературный реализм и его художественная специфика
Комментариев нет:
Отправить комментарий