Сила и величие российских классиков XIX столетие состояли в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случайный. Мир хочет к освобождению от всех видов рабства, включая и психологическое рабство. Достоевский глубоко сочувствовал всему угнетенному человечеству. Он будил в страдающих сердцах надежду на будущее, достойное человека. Власть денег, попрание человеческого достоинства, бредовые идеи «уседозволености» - все это смело разоблачает Достоевский в своем творчестве. Произведения писателя отличает страстный гуманистический пафос
Известно, что некоторые современные ученые на Западе стараются довести, что Достоевский - певец отчаяния, которое проповедует неверье в человека, что он стоит у источников упаднических литературных течений. В связи с этим обосновываются разные международные конгрессы, где российским литературоведам приходится опровергать все эти домыслы
Важнейший вопросом жизни Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Писатель рассматривал зло как порождения жадности, корыстолюбия, властолюбия, поклонение «золотому тельцу» и т. д.
По христианской религии - это семь смертных грехов, которые людин должен знать и избегать делать, если не хочет погубить свою душу. Все это ярко отражено в таких произведениях Достоевского, как «Зимние заметки о летных впечатлениях», «Преступление и наказания», «Идиоты», «Брать Карамазови».
Действительно, творчество писателя нельзя назвать радужным, но в то же время Достоевский глубоко верил в добрые начала в человеке. По него творчестве видно, что он всю жизнь вынашивал идею о будущем совершенном и справедливом обществе. Эту прекрасную, гуманистическую идею проповедуют его герои - князь Мышкин из «Идиота» и Алеша Карамазов из « Братьев Карамазових». Эта идея красной нитью проходит в дневниках и письмах большого писателя. Осуществление своей мечты писатель видел в преобразовании человека. Он считал, что человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед другими людьми, бескорыстно трудиться на общее добро
Большое значение Достоевского в литературном процессе прошлого столетия. Известно, что он не примыкал ни к которому литературного направления. В то время, как писатели-либералы Гончар и Тургенев подвергали критике господствующие классы, а писатели демократического лагеря создавали идеалы и типы « новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов), Достоевский искал Бога в человеке. По-моему, Алеша Карамазов и князь Мышкин наделены качествами Христа. Как не удивительно, признавали Достоевского и большевики. Луначарский писал о нем: «Всей его повести и романы - огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление сознаться в своей внутренней правде...» Видимо, большевиков устраивало в Достоевском то, что он воспевал «маленького» человека. Это можно было легко истолковать как протест против частной собственности
В творчестве Достоевского, на мой взгляд, противоречий и парадоксальных моментов больше, чем в других российских писателей того времени. Он, например, боролся против всякой социальной несправедливости, угнетение человека человеком, против власти денег, а с другой стороны, проповедовал христианское смирение, верил, что все человеческие вопросы может позволить только Бог. Эти противоречия читатель найдет почти во всех произведениях Достоевского, начиная с него первого романа «Бедные люди» и кончая «Братьями Карамазовими».
Личная судьба Достоевского сложилась очень драматически. В 40-х годах он пришел в восхищение обучением социалистам-утопистов. Это кончилось для него гражданской смертной казнью и четырехлетней каторгой. Он и на каторге продолжает писать. Этот период его жизни ярко описан в «Записках из мертвого дома».
Свои соображения о творчестве Достоевского я хочу завершить словами Добролюбова: « В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, в конце концов, даже не в правы быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самым по себе».
Тому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзывы, рожденный в ответ на все притеснения и бедствия народа. Раскольников - это жертва буржуазного общества. Он сам «принижен и оскорбленный», хотя считает себя «сильной личностью». Он пошел из университета, потому что нет чем было платить за обучения, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилье. Раскольников болезненно ищет выход из положения. Но его нет! Самое общество виновато в него положении!
Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обреченные при существующему порядку на раннюю смерть, убогость и бесправие
Яркий пример этому - семья Мармеладових. Сам Мармеладов - пропащий человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, смрад этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом людской чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: «В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в убогости же никогда и никто. За убогость... метлой вымечут из компании людской». Убогость - это когда не к кому пойти, кому-то пожаловаться, кому-то довериться. Мармеладов достойный и недостоин сожаления. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноватый в своем положении, а с другой стороны - нельзя опускаться настолько, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью к беспросветной убогости. Страдают все, и в первую очередь - Екатерина Ивановна
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежда! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Екатерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безысходность положения - вот что показывает Достоевский
Судьба Дуни тоже трагична. Через любовь к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригай-Лова. Из-за него она терпит унижение и позор. И вот появляется Лужин, которые хочет женить на Дунет. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего «спасателя». И все это она делает ради брата, ради него будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать искренние намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость
Глубоко несчастная и Соня Мармеладова. Но Соня - это «луч света в темном царстве». Она выступает как носительница моральных ценностей «приниженных и оскорбленных». Сон, как и Мармеладо-Вы, - жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдание Екатерины Ивановны, обреченных на голод и убогость, заставили ее «переступить» свое «я», отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полная нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире «маленькому» человеку. Во всех «приниженных и оскорбленных» есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистичнимсуспильством.
Мое восприятие Достоевского
Комментариев нет:
Отправить комментарий