Разговор между Богом и Рафаэлем - это и экспозиция, и вместе с тем завязка действия «Фауста». О чем же спорят эти двое? Конечно, о том, насколько совершенным создан мир и человека. Позиция Рафаэля очевидная: он с глубоким презрением относится к человеку, называя ее «смешным божком земли», какой не способный ни к чему, кроме развлечений сомнительного типа. Рафаэль забросает Богу, что тот напрасно наградил человека умом, поскольку она не способна воспользоваться этим даром. Да и сам мир Рафаэль позорит, считая его несовершенным, плохим. А относительно человека, то ее и бесу жаль:
- Нет, что ни говоры, а плох наш белый свет! Бедняга человек! Вон жалок так в страданье, Что мучает бедняка и я не в состояньи.
Так вот Рафаэль считает человека жалким беспомощным созданием. Опровержение этой клеветы на человека и мир и составляет идейный пафос трагедии. Бог настолько верит в человека, в ее ум и совесть, которая позволяет Рафаэлю попробовать свести Фауста, которого он считал образцом человека просвещенной, умной, честной и порядочной:
- И посрамлен да будет сатана! Знай: чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна!
Смысл споры между Богом и Рафаэлем целиком понятный учитывая эпоху, когда была создана драматическая поэма «Фауст». Это была эпоха Просвещения, а значит, дискуссия о человеке и миру - это отражение времени Просвещения, возвеличувала ум человека, ее возможности и роль в мире. Бог выступает здесь из позиции величайших мыслителей и художников в свое время. Ему известное и понятное постоянное стремления человека к познанию, желанию познать мир, найти истину. Ведь для того человеку и данный ум. Таким образом дискуссия о человеке и возможностях ее ума становится главной проблемой произведения. И именно в этом суть споры между Богом и Рафаэлем
Философская трагедия «Фауст» - воспроизведение передовых просветительских идей эпохи
XVIII столетие, которое завершилось Большой французской революцией, развивалось под знаком сомнения, разрушение, возражения и страстной веры в победу ума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его столетием Просвещения. Идеология просветителей восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и формировался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправление, воле, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, отсталость и консерватизмцеркви.
Бурная эпоха рождала своих титанив - Вольтера, Дидро, Руссо в Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гете в Германии. И своих героев - в конце столетия на трибуны революционного Конвента в Париже поднялись Дантон, Марат, Робеспъер.
Художественные вкусы эпохи были разные. В архитектуре еще властвовало причудливое барокко, с театральных конив звучали александрийские стихи трагедий Расина и Корнеля. Но все более большей популярности приобретали произведения, героями которых становились люди « третьего залога». В середине столетия возник жанр сентиментального романа в письмах - читатели с волнением следили за перепиской влюбленных, переживая их неприятности и неурядицы. А в Страсбурге появляется группа молодых поэтов и драматургов, то вошла в литературу под названием «Буря и нажим». Героями их произведений выступали смелые одиночки, которые бросают вызов мира насилия и несправедливости
Творчество Гете было своеобразным итогом столетия Просвещения, итогом его поисков и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал свыше тридцати лет, отбила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей четко соотносится с эпохой Гете. Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и осуществлений Большой Французской революции, а последние сцены написаны 1831 года, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию
В основе трагедии Гете - народная легенда о Фаусте, которая возникла в XVI столетии, ее герой - бунтарь, который хочет проникнуть в тайне природы, которая выступает против церковной идеи рабской покорности и смирения. В напивфантастичний форме обид Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было удушить в народе, как нельзя было остановить ход истории. Гете был близкий этот искатель истины, не довольный немецкой действительностью
Просветители, и Гете в том числе, не отбрасывали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший ум, который стоит над миром, над добром и злом
Фауст в трактовании Гете - прежде всего ученый, что подвергает сомнению все - от устройства мира к моральным нормам и правилам поведения. Рафаэль для него - орудие познания. Средства научных исследований во времена Гете были так несовершенные, что много ученых согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроенное Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле к появления человека. Бунт Фауста, его внутренние мучения, раскаяние и прозрение, которое заключается в том, что только работа в пользу человечества делает человека неуязвимой для скуки и уныния, - все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой Бувґете.
Человечество всегда старалось зрозумiти навколишнiй свiт, объяснить природнi явления i сутнiсть бытие. Достаточно вспомнить бiблiйну оповiдь о Евой, которая попробовала яблока из дерева пiзнання, працi алхiмiкiв эпохи Вiдродження, спрямованi на винахiд “фiлософського камня”, с помощью которого можно будет превратить металл в золото i получить “елiксир жизнь”, что возвращает молодiсть i здоровье
Но именно в эпоху Вiдродження человек пронялся вiрою в свою всемогутнiсть, что вызвало новый всплеск церковной диктатуры i вылилось в костер iнквiзицiй, направленных на проявление i уничтожение демонiв. Тодi появилось безлiч легенд о соглашении человека с нечистым, среди которых i легенда о докторе Георгiя Фауста, которая в безлiчi перекладiв стала духовно рiдною цiлiй Європi.
Но Фауст был героем именно для Гете, потому что жил в нем на протяжении шiстдесяти рокiв. За эту трагедiю, которая стала символом всей жизни писателя, Гете брался за рукопись в передсмертнi минуты i пiд время тяжелой болезни в девятнадцать рокiв, пiсля болезни i кратковременной слiпоти на пятьдесят первому роцi i на сiмдесят пятому, когда боялся, что не успеет его завершить. Возможно поэтому кiнець трагедiй i стал своерiдною сповiддю поэта перед жизнью. Ведь генiй Гете было признано при жизни, поэтому для него “ целью жизни является самая жизни”. I вот именно этой жизни вiн пiдводить пiдсумок: “Не может вiчнiсть поглотить мои дiла, мои труды”. А оскiльки Фауст жил в поетовi, то вiн i змiнювався вместе с Гете. Девъятнадцятирiчний поэт передал своему героевi тревоги собственной юной душi i определил его в особис-поэтому лiрично-драматическому планi. Можно навiть рассматривать твiр как автобiографiчний, потому что в нем вiдбилась духовная еволюцiя автора. Герой Гете прошел самотнiй путь, хотя стремился полноты жизни. Но вся жизнь за ним iшла тiнь Мефiстофеля, как его внутрiшнiй голос, как его второе я:
- У меня в груди двi душi живут, Мiж себя крайне не схожi i ворожi. Одна впилась жадливо в свiт земной I роскошествует в нiм в любовнiй млостi, А вторая рвется в тузi огневiй У неба рiднi високостi.
I здесь появляется Мефiстофель как посланец духа землi. Собственно, второе Я Фауста становится зримым. Мефiстофель олицетворяет всi порывы Фауста, его жажду к полноте жизни. Фауст готовый вiддати душу за эту полноту, за то, чтобы выговорить: “Остановись, миг! Прекрасная ты!”. Но именно Мефiстофель является олицетворением всего зла, что живет в Фаустi. Итак, когда Фауст живое порываниям, - вiн с Мефiстофелем заодно, а когда его облегают сумлiння, - вiн разводится с Мефiстофелем, как с чем-то безобразным i позорным. Мефiстофель здесь рiзний: то привлекательный, то вiдразливий.
Мефiстофель, для которого цель оправдывает средства, готовый все вырвать с корiнням - в этом же его суть. А Фауст преодолел дух возражения i зневiри творческой работой, в якiй Мефiстофель не видит смысла, считая победу за собой. Для Мефiстофеля вся мiра жизнь человека в том, чтобы поставить на ее душi печать. В боротьбi за душа человека Мефiстофель возникает суматошным i растерянным. А сцена его борьбы с розами преисполнена iронiй i глубокого смысла, ведь, забыв о душе Фауста, вiн высказывает власнi невiдомi чувство к ангелiв.
Итак, второе Я Фауста, которое олицетворяло желание злого, побежденное силой добра, жаждой творчостi i бессмертием людской мысли
В чем смысл споры между Богом и Рафаэлем? (За произведением Гете «Фауст)
Комментариев нет:
Отправить комментарий