четверг, 26 марта 2015 г.

Проблема национального возрождения украинского народа в творчестве Павла Тычины

В июне 1917 г. вследствие февральских событий в России были провозглашены восстановления государственности Украины ( в форме автономии). Это общенародный подъем по поводу провозглашения воли Украины П. Тычина передает в поэме-оратории "Золотой гул".


Раскованная, без видимой сюжетной линии, поэма нацелена на создание единого мажорного символа - образа украинской воли. Мифологические и философские символы ("Лодки золотий из седой-седой Давности" - "лаской в сердце раненный, выходит Андрей Первозванний" - "Предки встали из могил" - "небесными полями Время проходит") объединенные в ней с новейшими национальными символами ("золотой гул" - "Слава! - из тысячи груди" - "ясные короговки").


Это сложное поэтическое произведение документально свидетельствует о том, что широчайшие массы украинства увидели в провозглашении государственности проявление своей извечной воли [цитата].


В украинской поэзии впервые поставил обид сильного молодого народа, способного создавать собственную историю. Художника поднимает то, что революция состоялась мирно, бескровно, как солнечный праздник, как слияние тысяч желаний в единое - в "золотой гул". Поэма стала выдающимся явлением национальной духовности


Во время бурной вспышки национального возрождения в Украине Тычина жил надеждами и ожиданиями на украинскую государственность. Пыльный глаз художника заприметил и возрастами утвержденную украинскую национальную символику, и вчуло радостный перезвон воскреслихмелодий.


В "Солнечных кларнетах" родился первый трагический символ - образ революции как давно ожидаемой невесты


В поэзии "Одчиняйте двери..." поэт сталкивает две системы противоположных знаков: радостного ожидания (невеста - голубая голубизна) и ужасного пророчества всемирного конца (все пути в крови - воробьиная ночь - тьма - дождь). Радость поглотилась бурей. Просвета не видно.


Так он воспринял первую кровреволюций.


Кровавые дни революционного геноцида Павел Тычина художественно воссоздал в цикле " Скорбна иметь" (1918). Поэт обращается к той фигуре, которая для всех людей воплощает доброту и защиту. Божья мать приходит в Украину не с ясной улыбкой, а со скорбно сжатыми устами, такой, какой она была тогда, как распинали ее сына


Жестокие будни гражданская война передана изысканным объединением библейского и реального. Одвични библейские символы (Божа мать, Христос, крест как символ страдания) сплетаются с ужасными реалиями революционного времени (Чей-то труп в ржах чернеет - В могилах поле виднеется). Трагические символы передают агонию национального мира: блестящие ножи в сердце Божой матери, распятая тень ее сына, ее плач "слезами" над напрасной жертвой Христа


Нет спасителя в Украине. Божья мать знает, что ждет этот край у будущему


Пророческие слова Скорбной матери откликнулись в будущем голодомором 1933, оккупацией 1941-1944, голодом 1946-1947, Чернобыльской аварией и986. Воистину даром прозрения владел молодой П. Тычина


К циклу " Скорбна иметь" очень близкий символами жертвенности и провисництва стих "Памяти тридцати" (1918). Это поэтическая эпитафия на могилу погибших бойцов студенческого шалаша, который 29 января 1918 г. полегли под Кругами в неравном бое с большевистским войском Муравйова. С тел, которые было найдено, похоронено на Аскольдово могиле у Киеве


Поетове слово тоскует, оплакивает юных и завзятых патриотов "украинских, знаменитых, молодых". Оно проклинает Кайна, чья "предательская рука" укоротила возраста отважным. Эта трагедия - это личная трагедия гениального поэта


Василий Стус писал: "Судьба Тычины воистину трагическая. В истории мировой литературы, наверное, не найдется Другого такого примера, когда бы поэт отдал половину своей жизни высокой поэзии, а половину - беспощадной борьбе со своим гениальным обдариванием".



Проблема национального возрождения украинского народа в творчестве Павла Тычины

Комментариев нет:

Отправить комментарий