Действие повести относится к середины 90- х годов XIX столетие. Современники увидели в ней осуждение армейских порядков и изобличения офицерского слога. И эта мысль через несколько лет подтвердит самая история, когда российская армия испытает сокрушительного поражения в боях под Мукденом, Ляоляном, Порт-Артуром. Почему это состоялось? Мне кажется, что «Поединок» ярко и четко отвечает на поставленный вопрос. Может ли быть боеспособной армия, где властвует античеловеческая разлагающая атмосфера, которая отупляет, где офицеры теряются, когда нужно оказать ловкость, сообразительность и инициативу, где солдат доказывают к отупению бессмысленной муштрой, побоями и издевательствами? « За исключением некоторых честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, отвратительную барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры, совсем по-шкильному, опаздывали на занятие и потихоньку убегали из них, если знали, что им за это не достанется… При этом все сильно пьянствовали, как в собрании, так и в гостях друг во вторая… На службу ротни ходили с такой же отвращением, как и субалтерн-офицеры…» - читаем мы
Действительно, полковая жизнь, которая рисует Куприн, бессмысленное и безотрадная. Вырваться из него можно только двумя образами: пойти в запас (и оказаться без специальности и средств к существованию) или стараться поступить в академию и, закончив ее, подняться на более высокую ступень по военным ступенькам, «сделать карьеру». Однако способными на это оказываются единицы. Судьба же основной массы офицерства - тянуть бесконечную и нудную лямку с перспективой выйти в отставку с небольшой пенсией. Повседневная жизнь офицеров составлялась из руководства строевыми занятиями, контроля за изучением «словесности» ( то есть военных уставов) солдатами, посещение офицерского собрания. Попойки поодиночке и в компании, карты, романы с чужими женами, традиционные пикники и « балки», поездки в местный публичный дом - вот и все развлечения, доступные офицерам. «Поединок» раскрывает уничтожение человечности, душевное опустошение, которому подвергаются люди в условиях армейского жизни, измельчание и опошление этих людей. Но иногда они прозревают на некоторое время, и эти моменты страшные и трагические: «Изредка, время от времени, в полке наступали дни какого-то общего, повального, безобразного кутежа. Может быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездеятельность и бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг во вторая, там, далеко, в запутанном и угнетенном сознании, которое таинственную искру ужаса, тоски и сумасшествия
и тогда спокойное, сытое как у племенных быков, жизни точно выкидалась со своего русла». Начиналось какое-то коллективное сумасшествие, люди словно теряли человеческий вид. « По дороге на собрание офицеры много бесчинствовали. Останавливали проходящего еврея, подозвали его и, сорвав из него шапку, гнали извозчика вперед; потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор, на дерево. Бобетинський побил извозчика. Другие громко пели и нелепо кричали». Армейская жизнь, жестокая и бессмысленное, порождает и своеобразных «чудовищ». Это обветшалые и отупевшие, что закоснели в предрассудках люди - служаки, вульгарные мещане и моральные уроды. Один из них - капитан Слива. Это тупой служака, ограниченный и грубый человек. «Все, что выходило за пределы устава и рты и что он презрительно называл бессмыслицей и мандрагориею, безусловно для него не существовало. Тянуть всю свою жизнь суровую служебную лямку, он не прочитал ни одной книги и никакой газеты…».
Хотя Слива и внимательный к солдатским нуждам, но это качество сводится на нет его жестокостью:
- «Эта вялая, пришла в упадок на вид человек был страшно суров с солдатами и не только позволяла биться унтер-офицерам, но и сам бил жестоко, к крови, к тому, что провинившийся падал из ног под него ударами».
Еще более страшный капитан Осадчий, который вселяет «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Даже в виде его есть что-то звериное, хищное. Он настолько твердый с солдатами, которые в него роте ежегодно кто-то кончал жизнь самоубийством. В чем же причина такого духовного опустошения, моральной уродливости? Куприн отвечает на этот вопрос устами Назанського, одного из положительных персонажей повести: «… так и все они, даже наилучшие, самые нежные из них, прекрасные родители и внимательные мужчины, - все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Так именно поэтому, что никто из них в службу не верит и умной цели этой службы не видит»; «… для них служба - это сплошное отвращение, бремя, ненавистное ярмо». Спасаясь от мертвящей скуки армейского жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то побочное занятие. Для большинства это, конечно, пьянство и карты. Некоторые занимаются коллекционированием и рукоделием
Подполковник Рафальский отводит душу в своем домашнем зверинце, капитан Стельковський превратил в хобби развращения молоденьких крестьянок. Что же заставляет людей бросаться в этот водоворот, посвящать себя армейской службе? Куприн считает, что в этом отчасти виноватые взгляды о военных, что сложились в обществе. Так, главный герой повести подпоручик Ромашов, стараясь осмыслить жизненные явления, доходит вывода, который «мир разделялся на две неравные части: одна - меньшая - офицерство, которое окружает честь, сила, власть, волшебное достоинство мундира и вместе с мундиром чему-то и патентованная храбрость, и физическая сила, и высокомерная гордость; другая - огромные и безличные - гражданские, иначе скворцы, штафирки и рябчики; их пренебрегали…». И писатель выносит приговор военной службе, которая с ее призрачной доблестью создана «жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением».
Критическое изображение армейского общества в повести О. и. Куприна «Поединок»
Комментариев нет:
Отправить комментарий